Нина Геннадьевна Агеева
Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок" для детей старшего дошкольного возраста.
Паспорт проекта
Актуальность
«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств,
мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться,
и которые дают много импульсов для жизни и творчества.
Среди всего этого мы честно должны выбирать то,
что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то
Публикация «Педагогический проект „Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
услышат, увидят и почувствуют»
В. А Сухомлинский.
Нравственное воспитание – на сегодняшний день одна из актуальных и центральных проблем всестороннего формирования личности ребёнка. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах дошкольного детства играют семья и детский сад. То, что мы - взрослые заложим в душу ребенка сейчас, позднее будет определять его дальнейшую жизнь. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Методические основания
Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др. О нравственном воспитании дошкольников посредством сказок можно узнать из следующих источников:
• Н. М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника»
• Л. В. Рыжова «Метод работы по сказкам»
• О. Я. Шиян «Развитие творческого мышления»
• О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»
Цель: Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи:
I. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову и фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
II. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого как сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с фольклором.
III. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Длительность работы: 2 учебных года
Объектом проекта: дети старшего дошкольного возраста
Предмет проекта: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Возраст детей: от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).
Самыми целесообразными методами для формирования нравственных качеств у детей, являются:
1. знакомство с содержанием сказки;
2. вовлечение детей в деятельность;
3. инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
• чтение воспитателя;
• рассказывание;
• дидактические игры;
• литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки:
• выразительность чтения;
• повторность чтения;
• выборочность чтения;
• драматизация сказки;
• просмотр иллюстраций.
Этапы работы со сказкой:
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Адресная направленность
Опыт работы по нравственному воспитанию посредством русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям.
Ожидаемый результат:
• формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
• готовность проявлять совместное сострадание и радость;
• развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Результативность освоения материала отслеживается в начале и в конце работы над проектом в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения материала.
Работа над проектом осуществляется в три последовательных этапа.
1 этап –подготовительный:
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня нравственных качеств у детей.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики нравственного развития детей.
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – практический:
1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями).
2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие
3 этап - завершающий:
1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников
3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.
Выводы:
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.