Юлия Чазова
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР
На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека. Дошкольники с ранних лет проявляют любознательность и овладевают навыками работы на компьютере. С помощью электронных образовательных ресурсов ребенок успешно осваивает образовательную программу, научается действовать самостоятельно.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР» размещена в разделах
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения применение ЭОР становится одним из ведущих методов, используемых в организации образовательного процесса. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы ДОУ.
Данные ресурсы формируют обратную связь, обусловленную механизмом интерпретации положительных эмоций. В процессе работы на компьютере дети проявляют нравственные качества, гуманные чувства, совершают оценку своей деятельности.
Красочный и анимированный наглядный материал, интерактивность активно вовлекает дошкольников в работу, повышает концентрация внимания, увеличивает внимание, обостряет восприятие, повышает уровень мотивации.
Одним из ведущих направлений работы в дошкольном учреждении является развитие духовно-нравственной культуры ребенка.
Под электронными образовательными ресурсами понимают учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде. Такое определение было дано в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [1].
В кратком толковом словаре Даля В. И. понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [2, с. 42-48].
Духовные отцы понимают под духовностью совокупность четырех качеств : веры, душевного покоя, безусловной любви и осознанности. Духовный рост – это изменение восприятия, изменение картины мира. Духовный человек видит мир и себя в нем, таким как есть, неискаженным. Духовный человек обрел веру в себя, душевный покой, любовь и сострадание к ближним. Духовный человек считает служение людям важнейшим приоритетом [3].
Целью педагогической деятельности в данном направлении будет являться повышение уровня духовно-нравственных качеств дошкольников посредством использования электронных образовательных ресурсов.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• создание электронных образовательных ресурсов с использованием православного компонента как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников;
• создание картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок;
• приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе примеров из жизни святых;
• формирование у дошкольников твердых нравственных ориентиров в образцах православной жизни.
Реализации поставленных задач будет способствовать материально-техническая база дошкольного учреждения : локальная сеть, Интернет, переносной мультимедийный проектор и экран, принтеры, сканеры, ноутбуки, телевизор, музыкальный центр.
Мы предлагаем интерактивный игровой материал «Добрый ангел», разработанный на основе компьютерной программы «Microsoft Office PowerPoint» и определяющий организацию образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию на основе культурологического подхода. Задачей программы является социально-коммуникативное развитие. Нами был введен в игру добрый Ангел, который акцентирует внимание дошкольников, рассказывает, обучает. Вместе с ним ребёнок знакомится с церковными таинствами, обрядами, учится сочинять четверостишия, тренирует память. В одном из моментов игры Ангел спрашивает: «Перед сном произнесём…». Слова, которые должны подсказывать детям ответ, появляются на экране не сразу, побуждают подумать. «Доброй ночи!» – тоже будет верным ответом, но автор стихотворения предлагает: «Слава Боженьке за всё!». Православные ответы переплетаются в игре с картинками мирской жизни.
В игре представлены все режимные моменты, разнообразные события и ситуации, происходящие с ребё нком в течение дня: от подъёма до укладывания в кровать.
Отметим, что при использовании электронных образовательных ресурсов педагог перестает быть для дошкольников единственным источником информации, носителем истины и становится партнером.
Наглядный материал, используемый в электронных образовательных ресурсах, дает возможность педагогам включить три вида памяти дошкольников : зрительную, слуховую и моторную.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы дают возможность не только совершенствовать нравственные качества ребенка, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Список использованной литературы
1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Даль, В. И. // Русский биографический словарь — СПб. : 1905. — Т. 6. — С. 42—48.
3. Митрополит Сурожский Антоний. Быть христианином. М. : Омега, 2003, - 360 с.