Надежда Болотова
Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника.
"Педагогический процесс только тогда хорош,
когда в нём воспитание идёт впереди обучения,
ибо вызванные им к действию духовные силы
будут впитывать знания, как пищу, необходимую
для дальнейшего роста и становления
личности дошкольника".
Ш. А. Амонашвили
Публикация «Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» размещена в разделах
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принять, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности
И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: родители, друзья, педагоги, родственники. Насколько соблюдаются те или иные обычаи и традиции в семье, ибо ребенок всегда рядом, всегда слушает и подражает взрослому.
Огромную роль в формировании духовно- нравственных качеств ребенка, безусловно, играет СМИ. Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет - невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему предпочтение отдает зачастую компьютерной игре, а не чтению увлекательной книги?. и т. д. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации). Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т. п., оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно включить компьютер, где часто появляется реклама, открыть журнал, не предназначенный для детского просмотра или просто нажать кнопку на пульте телевизора.
Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения. Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ остался небольшой процент, в то время как несколько лет назад их было намного больше. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.
В рамках данного вопроса был проведен опрос – беседа с детьми на тему: «Я и телевизор». По результатам данной беседы выводы – неутешительные! На вопрос: «Какие фильмы ты предпочел бы смотреть?» (был дан педагогом перечень ответов, многие дети называли название фильмов, в которых существует погоня, драки». На вопрос «Если бы тебе предложили стать героем одного из сериалов, какой бы ты выбрал?» (также был предложен список ответов, дети, в основном мальчики, отвечали – «Ментовские войны»… Итак, проанализировав ответы детей, наблюдая за их игрой в течение дня, педагог часто слышит какую-нибудь «взрослую» фразу того или иного героя боевика, к примеру и т. д.
Также пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают и их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его психическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора этой темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.
Целью нашей работы в данном направлении является рассмотрение нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
Педагогами ДОУ разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями. Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей старшего дошкольника : (Как пример) «Там, где дружат – живут, не тужат», «Долг платежом красен», «На заставе богатырской», «Смекалка-второе счастье», «Кто многого желает, тот и мало не видит», «Цветик-семицветик».
Уже через некоторое время в процессе таких занятий становится понятно, что ребенок ищет вокруг себя, «живые образцы», которым он хочет следовать.
Также одним из средств в работе педагогов при формировании нравственных качеств дошкольников может служить и такая традиция группы, как «Стена добрых дел». Она используется в следующих целях:
– помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.
– воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
– стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.
Ежедневно в конце дня у «Стены добрых дел» можно использовать педагогически инструментальную методику «этического заряда» – «пятиминутку». Основная цель, которой в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности через психологическую установку на эмоционально тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения и предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. В результате чего у воспитанников закреплялся нравственный статус таких проявлений как сдержанность, терпение, снисходительность, умение прощать.
Периодически в зависимости от нравственной ситуации, сложившейся в группе, можно проводить обсуждение событий, произошедших за это время. Сигналом для начала разговора служат изменения в настроении сказочных человечков. Они то радуются, то грустят на стене «Дерева добрых дел», вызывая ответную реакцию детей. Внедрив данную традицию, мы в интересной для ребенка игровой форме – без назидания, помогаем ему научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности.
В целом, говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей, пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.