Алла Козлова
Формирование гражданственности посредством приобщения к народной культуре и традициям с помощью музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданственности посредством приобщения к народной культуре и традициям с помощью музыкального фольклора
Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям вкус к познанию истоков народной музыкальной культуры. Поэтому тема моей сегодняшней презентации звучит так: «Формирование гражданственности и патриотизма посредством приобщения к народной культуре и традициям с помощью музыкального фольклора».
Публикация «Формирование гражданственности посредством приобщения к народной культуре и традициям с помощью музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Слайд 2. Считается, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Как сейчас воспитать в детях преданность Отечеству, гордость за свою Родину, патриотизм, желание не забывать свою историю, русские традиции? Наша задача сегодня – возродить живые истоки прекрасного прошлого и продолжить их!
Слайд 3. Велико значение старинных праздников для культуры России. Поэтому ребёнок с младенчества должен впитывать культуру своего народа через фольклор (потешки, пословицы, сказки, народные песни, игры, пляски, частушки, игры на музыкальных инструментах
Слайд 4. Великий мудрец Конфуций говорил: «Кто постигает новое лелея, старое, тот может быть учителем».
Слайд 5. Мы все прекрасно понимаем необходимость регулярной и систематической работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Ребёнок, изучая культурные традиции своего народа, получает багаж знаний, накопленный веками, раскрывает свои личностные особенности. Формы работы с детьми по формированию гражданственности и патриотизма посредством приобщения к народной культуре и традициям с помощью музыкального фольклора следующие : совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка; творческая
деятельность педагога с группой детей; фронтальная деятельность - проведение праздников, утренников,развлечений, досугов. Традицией нашего детского сада стало проведение народных обрядовых праздников: Ярмарки; Святки; Масленица; Встреча весны; Троица.
Наша работа по приобщению детей к истокам народной культуры ведё тся в несколько этапов:
Слайд 6. Этап первый: создание соответствующей обстановки.
В одной из групп был создан уголок «русской избы», где размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому,помимо настоящих вещей, в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь.
Слайд № 7. Этап второй: использование народного фольклора во всех его проявлениях (пословицы, поговорки, песенки, частушки, сказки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, нравственные ценности, представления о добре,зле, правде, храбрости, красоте,трудолюбии. Мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям, знакомя их с поговорками, загадками, половицами, сказками.
Слайд 8. Этап третий - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.
Слайд 9. Раскрывая перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, важно вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развить любознательность, активность, самостоятельность, чтобы ребёнок показывал свой творческий потенциал.
Слайд 10. Этап четвёртый. Народные игры. Мне кажется, что особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.
Слайд 11. Этап пятый – участие детей в народных праздниках.
Большое удовольствие детям и их родителям доставляют фольклорные досуги и праздники :
«Мне посчастливилось родится на Руси»;
«Богатыри земли Русской»;
«Посиделки»;
«На Воронежских просторах» и др.
Слайд 12. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:
Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, на занятиях по изодеятельности и конструированию готовят рождественские подарки, педагоги устраивают детям представления и рассказывают им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.
Слайд 13. Проводы зимы – Масленица с веселыми шутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.
Слайд 14 .Всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений, чтобы малышу было интересно! Ведь детское творчество основано на подражании, оно служит важным фактором развития ребёнка, его художественных, артистических способностей.
Слайд 15. В заключении я хочу с вами поделиться рецептом успеха, который был создан нами в процессе взаимодействия.
Возьмите чашу терпения.
Влейте туда огромное сердце любви,
Добавьте три пригоршни щедрости. Плесните юмора,
Посыпьте это всё добротой,
И всё хорошенько перемешайте.
Потом помажьте на кусок
Отпущенной вам жизни
И предлагайте всем, кого встретите на своём пути!