Папки-передвижки

Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций
▼ Скачать + Заказать документы

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

Публикация «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций» размещена в разделах

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему - то и кто - то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов. Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 - е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г. : «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это - консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», - писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей. Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

- показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

- раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

- познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

- познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Формирование гражданских и нравственных качеств личности ребенка в условиях дошкольного учереждения Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных, а в условиях становления новой системы дошкольного.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Для Вас, коллеги! «Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Развитие креативных качеств личности дошкольников в процессе тестопластики В последнее время очень много говорят о значении креативности не только в традиционной сфере культуры. «Креативность – это источник новых.

Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников «Советские или современные мультфильмы» Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников Советские или современные мультфильмы Заместитель заведующего.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №59» 692900 г. Находка, ул. Рыбацкая,.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций
Опубликовано: 11 января 2017 в 20:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Милованова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД