Ольга Салтыкова
Формирование гражданских и нравственных качеств личности ребенка в условиях дошкольного учереждения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных, а в условиях становления новой системы дошкольного образования она приобретает особое значение.
Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране [1, с. 27].
Темочки:
Актуальность выбранной темы продиктована временем. Перед нами ставится задача обеспечить каждому ребенку одинаковые стартовые возможности для формирования ответственного гражданина и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви к Родине начинаем формировать у ребенка с уважительного отношения к своей семье, со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, с народом.
Детям слово «любовь» знакомо как «я люблю свою маму» и, говоря об общечеловеческих ценностях, невозможно обойти это слово и это понятие. «Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей» - так писал английский писатель Уильям Теккерей. Поэтому проводим работу по патриотическому воспитанию дошкольников в тесной взаимосвязи с родителями, используя различные формы работы. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, значение родословной помогает познанию ребенком самого себя [4, с. 177].
В группе традиционными стали дни семьи, составление генеалогического дерева, выставки семейной фотографии, выставки детского рисунка «Пусть улыбаются всегда родные мамины глаза», оформление семейных альбомов, организуется участие родителей в спортивных и развлекательных мероприятиях – «С мамой и папой на старт», «Вместе дружная семья».
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом [5, с. 32]. Знакомя детей с родным краем, проводим «народные посиделки» для этого родители с детьми изготавливают русские народные костюмы, обыгрывают в них сюжеты, поют песни, частушки, водят хороводы и т. д.
Это дает возможность познакомить детей с историей сибирского края, народа проживающего в России и Сибири, с народной мудростью, традициями, обрядами и национальными особенностями, с природой родной страны. Родители с детьми, на примере герба Омска, создают семейные гербы и рассказывают о них, оформляют выставки «Я люблю Омск!» и «Прошлое и настоящее Омска».
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции [2, с. 483].
В группе при помощи родителей организован мини – музей «Воинская слава», где размещены атрибуты Великой Отечественной войны: ордена и медали, гимнастерка, копия справки о ранении, фляжки, копия благодарности от лица И. В. Сталина. Ко Дню защитника Отечества папы приносят свои армейские альбомы для выставки «Наши папы лучше всех». Этот материал вызывает у дошкольников интерес к образу воина – защитника родной земли.
Ежегодно организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводим военно-патриотическую игру «Зарница», смотр песни и строя воспитанников старшего дошкольного возраста. Эти встречи помогают детям осмысливать важнейшие духовные понятия: благодарность, самоотверженность, милосердие веру, долг, терпение, любовь к Родине.
При планировании работы с детьми, строим свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая дифференцированный подход к каждому ребенку, его психологические особенности, возможности и интересы. В течение дня подбираем разнообразные формы организации деятельности детей: экскурсии в школу № 96, библиотеку «Золотой ключик», на почту, игры – путешествия по городу, во время которых дети – экскурсоводы рассказывают об исторических местах города, театрах, музеях, парках города, беседы «Моя семья», «Улицы Омска», «Великая Россия» и др. Дети с удовольствием дети принимают участие в викторинах по творчеству Тимофея Белозерова, Корнея Чуковского и по краеведению, природоведению «Птичья гавань», «Красная книга омской области». Широко используем проектную деятельность от мини – проектов до длительных проектов – «Наш детский сад», «Наша улица», «Архитектурные сооружения Омска», «Зимушка хрустальная в городе моем», «Семейный отдых» и др.
В результате нашей работы у детей развито чувство любви и уважительного отношения к членам своей семьи, детскому саду, родному городу. Дети становятся внимательными и милосердными к окружающим людям, с уважением относятся к старшим. У дошкольников продолжается формирование представлений о малой родине, о стране, в которой мы живем, развитие интереса к отдельным фактам истории и культурной жизни народа и страны, продолжается развитие нравственных качеств, толерантного отношения к людям разных национальностей проживающих на территории нашей страны, начал гражданственности.
Литература:
1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – СПб. : Детство – Пресс, 2010, - 270с.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528с.
3. Дошкольник 4 - 5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : Учебно – методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. – 480с.
4. И. С. Матюшевская. Патриотическое воспитание в детском саду. / Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова / И. С. Матюшевская / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011. - № 4. – С. 32 – 34.