МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственных качеств личности

Светлана Барсегян
Воспитание духовно-нравственных качеств личности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №59»

692900

г. Находка, ул. Рыбацкая, 19А тел. 8(426) 63-06-09

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад

общеразвивающего вида №59»

___ Т. А. Маслова

(подпись, печать)

«Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Проект по духовно-нравственному воспитанию

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 5-7 лет

Разработчики:

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств личности» размещена в разделах

Кузьминская В. А., заместитель заведующего МБДОУ

Барсегян С. С., музыкальный руководитель МБДОУ

г. Находка,

2015 г.

1. Пояснительная записка

В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий

гражданин. Все, что совершается

в стране, через вашу душу и вашу

мысль должно приходить к детям.

А. С. Макаренко

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».

Проводя в ДОУ работу по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» столкнулся с тем, что существует такая проблема: низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, несовершенство системы взаимодействия ДОУ с другими объектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Актуальность:

В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.

Мы полагаем, что в результате реализации проекта привлечем внимание родителей и общественности к духовно-нравственной стороне воспитания детей дошкольников, к уникальной русской культуре, самобытности русского народа.

Цель:

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников в тесном взаимодействии ДОУ с семьями и объектами социума.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Повысить уровень компетентности родителей воспитанников МБДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания.

3. Расширять представления у детей о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

4. Развивать у детей чувство гордости за свою страну, свой род, принадлежности к русскому народу.

5. Вызывать восхищение культурой и творчеством русского народа.

6. Привлечь объекты социума, общественные организации к тесному взаимодействию по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

7. Организовать проведение совместных акций, мероприятий вне ДОУ.

Принципы работы МБДОУ

по духовно- нравственному развитию дошкольников

1. Принцип проблематизации реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

2. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры, достопримечательностей Приморского края.

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.

7. Принцип цикличности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, культуре и обычаям.

9. Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.

10. Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – начальная школа.

2. Аналитическая часть

2.1 Анализ заинтересованных сторон

Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект.

Заинтересованные стороны В чем нуждаются? Что получат?

Семьи детей дошкольников - В знаниях о развитии ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм обществ.

- В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи - Повысится уровень компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития, расширится представление о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

Вовлеченность родителей в педагогический процесс воспитания духовно-нравственной личности

Педагоги МБДОУ В повышении уровня компетентности по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников,

, в налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи,

В учебно-методических комплектах, пособиях. Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов,

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выйдет на качественно новый уровень.

Сформируется учебно-методическая база по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольников

Общественные организации В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи Регулярное взаимодействие с МБДОУ по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников, заинтересованность МБДОУ и семей детей дошкольников к проведению совместных акций, мероприятий.

Учреждения дополнительного образования В тесном взаимодействии с МБДОУ, семьями детей дошкольников Повышение уровня вовлеченности дошкольников в кружковую деятельность

2.2 Анализ проблем.

Стремление к желаемому будущему (цели) является подразумеваемым признанием того, что положение вещей в настоящем нежелательно, или, иными словами, существует некая проблема.

Первым этапом постановки целей становится выяснение, что же является самой проблемой в духовно-нравственном воспитании детей в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59».

Проведя анкетирование родителей, мы выяснили, что существует ряд проблем:

1. Низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

2. Недостаточное количество времени, отводимого родителями на совместный досуг с детьми;

3. Совместный досуг детей и родителей носит в основном развлекательный характер;

4. Недостаточная осведомленность родителей о том, как можно провести свободное время вместе с семьей и детьми с познавательной целью;

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка дошкольника показывают, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований, и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские года приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Проведя анкетирование и беседы с педагогами, мы выяснили, что также существует ряд проблем:

1. Недостаточная материально-методическая база для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию детей;

2. Несформированность системы взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Проанализировав взаимодействие с разными объектами социализации, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать систему взаимодействия с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Необходимо, чтобы все лица: общественные организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Проблема преемственности детский сад – начальная школа может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

3. Основная часть (проектная)

Методом инновационного педагогического проектирования коллектив МБДОУ планирует решить поставленные проблемы.

Разработка и реализация проекта «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!» строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап - подготовительный. Его цель – определение целей и форм взаимодействия с воспитанниками, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, объектами социума.

Мероприятия данного этапа:

- проведение анкетирования родителей воспитанников на предмет определения их компетентности в вопросах духовно-нравственного развития детей;

- проведение анкетирования педагогов на предмет определения компетентности в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, а также выявление уровня владения методами и приемами по реализации духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Второй этап – практический. Его цель – реализация мероприятий проекта.

Мероприятия данного этапа:

- подбор и оформление методических материалов по реализации концепции духовно-нравственного развития детей (картотека русских народных подвижных игр, картотека хороводных игр).

- проведение праздников и тематических развлечений для детей (по тематике русских народных традиций);

- создание и функционирование семейного клуба «Домашний очаг»;

- создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;

- изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений;

- изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами, предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

- изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

- создание и функционирование экскурсионного клуба выходного дня (выезды на экскурсии);

- разработка программы преемственности детский сад – начальная школа;

- разработка диагностических материалов.

В рамках реализации данного проекта в дошкольном учреждении запланированы к реализации следующие подпроекты:.

Подпроект «Край, в котором мы живем»

Цель: Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных жителей Приморского края, формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду его жителей.

Задачи: Формировать у детей представления о родном крае,

создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе,

познакомить детей и привлечь родителей к изучению исторического и культурного наследия родного края.

Мероприятия:

- Экскурсии с детьми подготовительных групп в музей под открытым небом «Палеодеревня»,

- Экскурсия с детьми старших групп в г. Фокино «Гончарная мастерская»,

- Познавательная поездка с воспитанниками детского сада в городской Дом молодежи, знакомство с экспозицией «Русская изба».

- Изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.

Подпроект «Наши добрые дела не исчезнут никогда»

Направлен на формирование основ духовно-нравственного развития ребенка.

Цель: Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.

Задачи:

1. Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.

2. Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

3. Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

4. Способствовать развитию волевых качеств : уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

5. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.

6. Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

7. Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.

Мероприятия проводимые в рамках реализации данного проекта:

- Проведение в средних группах этической беседы «Самый дорогой на свете человек»

- Театральная инсценировка-экспромт в старших группах «Мама пришла с работы»

- Цикл музыкально-тематических занятий в старших группах «Друг в беде не бросит»

- Показ детьми подготовительной группы сценок для детей младших групп «Ежли вы вежливы!»,

- Конкурс стихов о дружбе среди ребят старших и подготовительных групп детского сада.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. В МБДОУ был разработан подпроект «Делу время, потехе час».

Цель: повышение интереса детей, и их родителей к русскому народному творчеству; создание условий для активного использования фольклора в повседневной жизни, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

2. Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми.

4. Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества, изготовлению костюмов, атрибутов русских народных игр.

Мероприятия:

1. Проведение праздников и тематических развлечений для детей :

- «У самовара»,

- «Околица»

- «Делу время, потехе час»

- «Широкая масленица»,

- «Пришла коляда - веселится детвора»

- «Праздник народных игрищ».

2. Создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;

3. Изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений (предназначенных для педагогов ДОУ);

4. Изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами, предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Третий этап – заключительный. Его цель – подведение итогов реализации проекта, обнародование результатов, определение ориентиров дальнейшего развития в заданном направлении.

Мероприятия данного этапа:

1. Разработка диагностических материалов (для проведения оценки результативности реализации проекта).

2. Проведение мониторинга.

3. Проведение совместных акций (ДОУ, родители, социальные партнеры, раскрывающих духовно-нравственные качества личности детей (например, «Во имя жизни», «Русские традиции для всех» и т. д.).

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольников. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими объектами социализации.

В процессе реализации данного проекта планируется осуществлять взаимодействие со следующими объектами социума:

- библиотечный комплекс «Семья»;

- структурное подразделение МЧС г. Находка;

- Дом детского творчества;

- Музейно-выставочный центр г. Находка;

- туристическое бюро «Паллада»;

- средства массовой информации г. Находка

Целью нашего взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, опираясь на национальные традиции русского народа.

В результате реализации проекта осуществляется тесное взаимодействие с семьями воспитанников;

- подготовка к проведению утренников, развлечений, разработка и изготовление народных костюмов, атрибутов русских народных игр;

- участие родителей и педагогов ДОУ в семейном клубе «Домашний очаг»;

- планирование экскурсий (в соответствии с рекомендациями путеводителя «Места русской силы».

4. Заключительная часть.

В результате реализации проекта воспитанники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни г. Находка обращаются к содержанию:

- истории России, своего родного края, города;

- жизненного опыта родителей, членов семьи;

- произведений литературы и искусства отечественной и мировой культуры.

Таким образом, проект «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!», реализуемый в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» способствует совершенствованию системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Формирование гражданских и нравственных качеств личности ребенка в условиях дошкольного учереждения Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных, а в условиях становления новой системы дошкольного.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик» Конспект беседы с детьми подготовительной.

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Проект «Развитию морально-нравственных качеств личности детей через взаимодействие с Центральной детской библиотекой» Слова к слайдам. 1 слайд. В 2014 – 2015 учебном году в нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности.

Совместная деятельность с социальными партнерами и родителями по формированию духовно-нравственных качеств Тема: «Совместная деятельность с социальными партнерами и родителями по формированию у воспитанников духовно – нравственных, патриотических.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств личности
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 08:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств личности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Барсегян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД