Светлана Барсегян
Воспитание духовно-нравственных качеств личности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №59»
692900
г. Находка, ул. Рыбацкая, 19А тел. 8(426) 63-06-09
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад
общеразвивающего вида №59»
___ Т. А. Маслова
(подпись, печать)
«Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Проект по духовно-нравственному воспитанию
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 5-7 лет
Разработчики:
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств личности» размещена в разделах
Кузьминская В. А., заместитель заведующего МБДОУ
Барсегян С. С., музыкальный руководитель МБДОУ
г. Находка,
2015 г.
1. Пояснительная записка
В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий
гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу
мысль должно приходить к детям.
А. С. Макаренко
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».
Проводя в ДОУ работу по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» столкнулся с тем, что существует такая проблема: низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, несовершенство системы взаимодействия ДОУ с другими объектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Актуальность:
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.
Мы полагаем, что в результате реализации проекта привлечем внимание родителей и общественности к духовно-нравственной стороне воспитания детей дошкольников, к уникальной русской культуре, самобытности русского народа.
Цель:
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников в тесном взаимодействии ДОУ с семьями и объектами социума.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
2. Повысить уровень компетентности родителей воспитанников МБДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания.
3. Расширять представления у детей о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.
4. Развивать у детей чувство гордости за свою страну, свой род, принадлежности к русскому народу.
5. Вызывать восхищение культурой и творчеством русского народа.
6. Привлечь объекты социума, общественные организации к тесному взаимодействию по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
7. Организовать проведение совместных акций, мероприятий вне ДОУ.
Принципы работы МБДОУ
по духовно- нравственному развитию дошкольников
1. Принцип проблематизации реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
2. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры, достопримечательностей Приморского края.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.
7. Принцип цикличности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, культуре и обычаям.
9. Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.
10. Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – начальная школа.
2. Аналитическая часть
2.1 Анализ заинтересованных сторон
Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект.
Заинтересованные стороны В чем нуждаются? Что получат?
Семьи детей дошкольников - В знаниях о развитии ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм обществ.
- В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи - Повысится уровень компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития, расширится представление о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.
Вовлеченность родителей в педагогический процесс воспитания духовно-нравственной личности
Педагоги МБДОУ В повышении уровня компетентности по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников,
, в налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи,
В учебно-методических комплектах, пособиях. Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов,
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выйдет на качественно новый уровень.
Сформируется учебно-методическая база по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольников
Общественные организации В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи Регулярное взаимодействие с МБДОУ по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников, заинтересованность МБДОУ и семей детей дошкольников к проведению совместных акций, мероприятий.
Учреждения дополнительного образования В тесном взаимодействии с МБДОУ, семьями детей дошкольников Повышение уровня вовлеченности дошкольников в кружковую деятельность
2.2 Анализ проблем.
Стремление к желаемому будущему (цели) является подразумеваемым признанием того, что положение вещей в настоящем нежелательно, или, иными словами, существует некая проблема.
Первым этапом постановки целей становится выяснение, что же является самой проблемой в духовно-нравственном воспитании детей в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59».
Проведя анкетирование родителей, мы выяснили, что существует ряд проблем:
1. Низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
2. Недостаточное количество времени, отводимого родителями на совместный досуг с детьми;
3. Совместный досуг детей и родителей носит в основном развлекательный характер;
4. Недостаточная осведомленность родителей о том, как можно провести свободное время вместе с семьей и детьми с познавательной целью;
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка дошкольника показывают, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований, и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские года приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Проведя анкетирование и беседы с педагогами, мы выяснили, что также существует ряд проблем:
1. Недостаточная материально-методическая база для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию детей;
2. Несформированность системы взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
Проанализировав взаимодействие с разными объектами социализации, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать систему взаимодействия с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Необходимо, чтобы все лица: общественные организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Проблема преемственности детский сад – начальная школа может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
3. Основная часть (проектная)
Методом инновационного педагогического проектирования коллектив МБДОУ планирует решить поставленные проблемы.
Разработка и реализация проекта «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!» строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап - подготовительный. Его цель – определение целей и форм взаимодействия с воспитанниками, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, объектами социума.
Мероприятия данного этапа:
- проведение анкетирования родителей воспитанников на предмет определения их компетентности в вопросах духовно-нравственного развития детей;
- проведение анкетирования педагогов на предмет определения компетентности в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, а также выявление уровня владения методами и приемами по реализации духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Второй этап – практический. Его цель – реализация мероприятий проекта.
Мероприятия данного этапа:
- подбор и оформление методических материалов по реализации концепции духовно-нравственного развития детей (картотека русских народных подвижных игр, картотека хороводных игр).
- проведение праздников и тематических развлечений для детей (по тематике русских народных традиций);
- создание и функционирование семейного клуба «Домашний очаг»;
- создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;
- изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений;
- изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами, предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.
- изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;
- создание и функционирование экскурсионного клуба выходного дня (выезды на экскурсии);
- разработка программы преемственности детский сад – начальная школа;
- разработка диагностических материалов.
В рамках реализации данного проекта в дошкольном учреждении запланированы к реализации следующие подпроекты:.
Подпроект «Край, в котором мы живем»
Цель: Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных жителей Приморского края, формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду его жителей.
Задачи: Формировать у детей представления о родном крае,
создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе,
познакомить детей и привлечь родителей к изучению исторического и культурного наследия родного края.
Мероприятия:
- Экскурсии с детьми подготовительных групп в музей под открытым небом «Палеодеревня»,
- Экскурсия с детьми старших групп в г. Фокино «Гончарная мастерская»,
- Познавательная поездка с воспитанниками детского сада в городской Дом молодежи, знакомство с экспозицией «Русская изба».
- Изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;
Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.
Подпроект «Наши добрые дела не исчезнут никогда»
Направлен на формирование основ духовно-нравственного развития ребенка.
Цель: Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.
Задачи:
1. Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.
2. Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
3. Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
4. Способствовать развитию волевых качеств : уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
5. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.
6. Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
7. Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.
Мероприятия проводимые в рамках реализации данного проекта:
- Проведение в средних группах этической беседы «Самый дорогой на свете человек»
- Театральная инсценировка-экспромт в старших группах «Мама пришла с работы»
- Цикл музыкально-тематических занятий в старших группах «Друг в беде не бросит»
- Показ детьми подготовительной группы сценок для детей младших групп «Ежли вы вежливы!»,
- Конкурс стихов о дружбе среди ребят старших и подготовительных групп детского сада.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. В МБДОУ был разработан подпроект «Делу время, потехе час».
Цель: повышение интереса детей, и их родителей к русскому народному творчеству; создание условий для активного использования фольклора в повседневной жизни, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).
2. Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества, изготовлению костюмов, атрибутов русских народных игр.
Мероприятия:
1. Проведение праздников и тематических развлечений для детей :
- «У самовара»,
- «Околица»
- «Делу время, потехе час»
- «Широкая масленица»,
- «Пришла коляда - веселится детвора»
- «Праздник народных игрищ».
2. Создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;
3. Изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений (предназначенных для педагогов ДОУ);
4. Изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами, предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Третий этап – заключительный. Его цель – подведение итогов реализации проекта, обнародование результатов, определение ориентиров дальнейшего развития в заданном направлении.
Мероприятия данного этапа:
1. Разработка диагностических материалов (для проведения оценки результативности реализации проекта).
2. Проведение мониторинга.
3. Проведение совместных акций (ДОУ, родители, социальные партнеры, раскрывающих духовно-нравственные качества личности детей (например, «Во имя жизни», «Русские традиции для всех» и т. д.).
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольников. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими объектами социализации.
В процессе реализации данного проекта планируется осуществлять взаимодействие со следующими объектами социума:
- библиотечный комплекс «Семья»;
- структурное подразделение МЧС г. Находка;
- Дом детского творчества;
- Музейно-выставочный центр г. Находка;
- туристическое бюро «Паллада»;
- средства массовой информации г. Находка
Целью нашего взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, опираясь на национальные традиции русского народа.
В результате реализации проекта осуществляется тесное взаимодействие с семьями воспитанников;
- подготовка к проведению утренников, развлечений, разработка и изготовление народных костюмов, атрибутов русских народных игр;
- участие родителей и педагогов ДОУ в семейном клубе «Домашний очаг»;
- планирование экскурсий (в соответствии с рекомендациями путеводителя «Места русской силы».
4. Заключительная часть.
В результате реализации проекта воспитанники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни г. Находка обращаются к содержанию:
- истории России, своего родного края, города;
- жизненного опыта родителей, членов семьи;
- произведений литературы и искусства отечественной и мировой культуры.
Таким образом, проект «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!», реализуемый в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» способствует совершенствованию системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.