Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка»

Анна Кудряшова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Грамотейка“» размещена в разделах

В процессе организации и проведения занятий в рамках данной программы необходимо предусмотреть соблюдение требований к организации развивающей среды:

- она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и т. д. ;

- она должна быть организована в соответствии с основными принципами: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетания привычных и неординарных элементов; открытости – закрытости (В. А. Петровский);

- она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития.

Развивающее индивидуально-ориентированное обучение может проводиться фронтально или по подгруппам с учетом индивидуальности каждого (наличие опыта, возможностей, темпа деятельности, личностных трудностей и т. п.).

Обучение на занятиях независимо от формы их организации (подгрупповая, фронтальная, индивидуальная) отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В программе основное внимание отводится комплексным занятиям, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей и др.)

По содержанию занятия носят интегрированный характер, то есть объединяют знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Целесообразно напомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями.

Назначение программы : оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии детей. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

Цель программы : всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьную программу.

Данная программа решает следующие задачи:

-обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

- углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.

- развитие у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления.

- привитие навыков культуры общения.

- воспитание бережного отношения к природе.

- сохранение и укрепление здоровья детей.

Новизна

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Актуальность предшкольной подготовки детей

Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Для детского организма адаптация к переменам требует перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

К старшему дошкольному возрасту определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры».

Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, включающая в себя:

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений.

Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе это:

- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношение к учению и учебной деятельности;

- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Неготовность ребенка к обучению отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Формы организации НОД

В процессе НОД используются различные формы:

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические

• Игры, конкурсы

Методы:

• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

• Показ мультимедийных материалов

Программа рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут во вторую половину дня. Занятия по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте носят комбинированный, комплексный характер.

Содержание программы

Начальный курс математики и логики. Конструирование.

Задачи развития

1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2) формирование приемов умственных действий (умение выделять свойства предметов, умение сравнивать между собой предметы, обобщать предметы по некоторому признаку, выделять в предметах части и целое, различать примеры истинных и ложных высказываний);

3) упражнение в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей;

4) развитие умения разрешать проблемные ситуации, игровые задачи, самостоятельно их формулировать, при решении задач пользоваться знаками;

5) закрепление представлений об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах;

6) закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.

7) развитие умения обдумывать и планировать действия, прогнозировать промежуточные цели, осуществлять решение, строго подчиняться заданным правилам;

8) развитие умения обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;

9) увеличение объема внимания и памяти;

10) развитие творческих способностей;

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

-умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

-умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну;

-умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;

-продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трёх изменяющихся признаков;

-умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет;

-умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

-умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов;

-умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе;

-умение узнавать и называть квадрат, круг, овал, треугольник, четырёхугольник;

-умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

-умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Задачи развития

1) развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, задавать вопросы и отвечать на них;

2) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря: активизировать употребление образных слов, сравнений, наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий;

3) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;

4) развитие умения выполнять игровые задания творческого характера, придумывать истории-небылицы, проявлять интерес к рифмованию слов;

5) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

6) развитие умения пересказывать небольшие литературные произведения, составлять описательные и повествовательные рассказы по образцу, рассказы по серии сюжетных картинок;

7) развитие умения выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки, определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком;

8) расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

9) развитие психомоторной готовности руки ребенка к письму, в занимательной форме средствами продуктивной деятельности знакомить с буквами русского алфавита;

10) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения у детей формируются следующие основные умения:

-умение составлять рассказ по картинке;

-умение пересказывать содержание известной сказки;

-умение рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;

-умение составлять описательные рассказы;

-умение слышать отдельные звуки в словах;

-чтение по слогам двухсложных и трёхсложных слов;

-умение правильно держать ручку, карандаш, рисовать и лепить;

-умение обводить контуры и заштриховывать фигуры;

-умение классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;

«Подготовка руки к письму»

Задачи развития:

• Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.

• Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.

• Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.

• Научить штриховать в разных направлениях : сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.

Познакомить с основными правилами штриховки:

- не выходить за контуры фигуры;

- соблюдать параллельность линий;

- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;

- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии, писать элементы букв и буквы в строке:

- познакомить с основными правилами красивого письма;

- подготовить к формированию графического навыка;

- научить копировать сложные сочетания извилистых линий, фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

- развивать фонематический слух, подготовить к овладению звуковым анализом слова.

«круглые» слова не иссякнут, например, часы, Колобок, колесо и т. д.)

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 12:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД