Елена Суворова
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная.
Дополнительная образовательная программа «Смышленыш» опирается на программу Колесниковой Е. В. «Математические ступеньки», на пособие Тихомировой Л. Ф. Уроки на каждый день: Логика для дошкольников. В программе учитываются возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста. Она дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Смышленыш“, Пояснительная записка,» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
2. Новизна программы: введение игр по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, головоломок- лабиринтов, словесных игр.
3. Актуальность программы.
Достаточно часто готовность ребенка к школе определяется только лишь имеющимся у него объемом необходимых навыков и знаний. По мнению многих, каждый выпускник ДОУ должен хорошо читать, пересказывать, считать и писать без ошибок. Однако, согласно ФГОС дошкольного образования, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать, считать, писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить: уверенность в собственных силах, любознательность, способность к волевым усилиям, самостоятельность, инициативность, готовность отвечать за свои поступки, доброжелательность, уважительное отношение к семье и социуму.
На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
4. Отличительные особенности программы: были введены игры на составление плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур и счетных палочек, головоломки-лабиринты, словесные игры.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации работы: в ходе занимательной деятельности используется игрушка-посредник; занятия проводятся эмоционально, задания периодически повторяются, но с небольшим усложнением; в качестве динамической паузы проводятся игры-манипуляции с различными массажерами (Су-Джок терапия).
Внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
• Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
• Принцип занимательности. Занятия построены таким образом, чтобы максимально заинтересовать детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
• Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
• Принцип развития предполагает выделение в процессе работы задач которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка - игры.
• Принцип личностно-ориентированного общения основан на гуманистических принципах подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития и учитывает особенности психического развития ребенка.
6. Цель программы: развитие логического мышления у детей 5-6 лет в процессе развивающих игр, решения проблемных задач, моделирования.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи: способствовать формированию представлений дошкольников о времени; умению оперировать на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию сосредоточенности, усидчивости, уверенности в собственных силах, любознательности, способности к волевым усилиям, самостоятельности, инициативности.
Развивающие задачи: способствовать развитию способности к ассоциативному и к творческому мышлению, произвольному вниманию, памяти, пространственных представлений.
8. Возраст детей: 5-6 лет
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы:
1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее количество часов в учебный год (октябрь-май) - 13 часов 20 минут;
- занятие 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 25 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
знать: части суток, времена года, месяцы, дни недели, месяцы.
уметь: анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, выделять в них самое существенное, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
произвольно и целенаправленно запоминать;
рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
определять пространственное расположение объектов, пользоваться схемой, планом.
владеть: приемами моделирования.
12. Форма подведения итогов:
- диагностика личностного роста;
- выполнение творческих заданий, тестов;
- приключенческие поисковые игры с использованием плана местности;
- интеллектуальные викторины;
- участие в интеллектуальных конкурсах.