Нажия Азисова
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов детской деятельности фольклорный «Карусель» ориентирована на развитие у детей творческих способностей, приобщение к художественному слову, обучение детей элементам художественно–образных выразительных средств, обогащение словарного запаса, формирование звуковой культуры речи.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Карусель“ для детей от 2–3 лет» размещена в разделах
Актуальность программы обозначена необходимостью создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и интересами.
Программа предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и творческого развития средствами разных видов детской деятельности.
Программа направлена на развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности, развитие речи, музыкального слуха, наблюдательности, эстетического чувства,координации движений.
Программа обусловлена современными требованиями дошкольного образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.
Цель:
Развитие творческих способностей детей средствами фольклорного искусства.
Задачи:
Образовательные :
• Дать детям элементарные знания в области русского речевого фольклора;
• Познакомить их с предметами русского быта и их назначением,
• Учить детей созданию различных композиций (рисунок, лепка)
Развивающие:
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр.
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
• Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию.
Воспитательные:
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.
Организация.
Программа «Карусель» предназначена для детей 2-3 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, в группе. Продолжительность 15 минут.
Календарный учебный график. Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.
Учебный план
№ Разделы Всего занятий
1. Вводное 1
2. Устный фольклор, народные игры, предметы окружающего мира, календарные праздники 45
3. Знакомство со сказкой (кукольный театр) 19
4 Гимнастическая (физкультминутка) на фольклорном материале 4
5 Этическая беседа 3
6. Итоговое 1
ИТОГО 72ч.
Основопологающие принципы программы:
• - принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
• - принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
• - принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• - принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• - принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Методические методы и приемы:
• наглядный, словесный, практический;
• беседы с детьми и их родителями;
• создание окружающей предметной развивающей среды;
• рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек, изделий русских народных промыслов;
• наблюдение за природой;
• слушание русских народных песен, сказок
• разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
• заучивание пестушек, прибауток, потешек, закличек;
• проведение русских народных игр;
• использование атрибутов, элементов русских народных костюмов
• инсценировки песен и малых фольклорных форм
• использование физкультминуток с фольклорным элементом.
• анкетирование
• Формы работы:
• - чтение, беседа, рассматривание;
• - игры-драматизации, инсценирование;
• -проблемные ситуации;
• - использование различных видов театров.
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
1. «Музыкальное развитие» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Речевое развитие» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы воспитанники будут знать и уметь:
Знать:
• фольклорный материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры)
Уметь:
• -устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
• - обыгрывать отрывки из художественного произведения.
• уметь подражать образу героев.
• Уметь работать в коллективе.
Сентябрь.
1. Знакомство с русскими народными потешками и театральными куклами.
(Вводное)
Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов. Театральные куклы
2. «Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением.
3. Закрепление стихотворения к игре Цветы»
Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.
Выучить наизусть часть стихотворения.
Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.
4.«Я умница – разумница» Русская народная потешка.
5. Повторение и закрепление потешки.
Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству.
Заучивание первых строк потешки.
6.«Лиса, пёс и петух».
Русская народная сказка.
7. Повторное чтение русской народной сказки «Лиса,пес и петух» Вызывать желание следить за развитием действия в куколь -ном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.
Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.
Учить запоминать главных героев сказки.
Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, пёс и петух». Шумовые игрушки.
8. «Веселые гуси» - утренняя гимнастика
Провести гимнастику под русскую народную песню «Два веселых гуся» Погремушки.
Октябрь.
1.«Котик» Русская народная потешка.
2. Повторение потешки «Котик» Учить управлять настольными куклами: изображать бег. Закрепить умение вовремя включаться в диалог, внимательно слышать, пока «говорит» кукла партнера. Побуждать выражать печаль грусть с помощью мимики, позы.
Учить внимательно слушать и запоминать потешку.
Настольные куклы: кот, щенок
3.«Зайчик» русская народная игра.
4. Закрепить движения русской народной игры «Зайчик».
На все слова игры учить детей имитировать движения:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Игрушка зайчик.
5. «Лиса, заяц и петух».
Русская народная сказка. Чтение.
6. Закрепить содержание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» Учиться слушать сказку внимательно.
Учить сопереживать героям сказки.
Игрушки: лиса, заяц, петух.
7.«Водичка,водичка, умой мое личико» .
8.«С гуся вода,с Ванечки худоба».
познакомить детей с рукомойником, разучить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» .
Повторить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико».
Иллюстрации с изображением рукомойника.
Тазики с водой.
Ноябрь.
1. «Коза – хлопота» Русская народная потешка.
2. Повторение потешки «Коза-хлопота».
Закрепить знания детей о домашних животных – козе и козлятах. Учить замечать и называть их характерные особенности: рога, шерсть, борода, копыта.
Коза-хлопота.
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Заучивание первых четырех строчек потешки.
Игрушка коза.
3.«Два веселых гуся». формировать первоначальный опыт общения с природой, расширить сведения о домашней птице – гусе. Учить подражать характерным движениям, повадкам.
Белые и серые перышки.
4. «Веселые гуси» утренняя гимнастика.
Провести гимнастику под русскую народную песню «Два веселых гуся»
Погремушки
5. «Посадил дед репку…»Чтение сказки.
6. Инцинировка сказки «Посадил дед репку»
Уточнить представления детей о репке: это овощ, растет из семян, репа желтая, круглая. Закрепить знания об условиях роста растений.
Побуждать детей выбирать понравившуюся роль из сказки. Конусный кукольный театр.
маски
7. Этическая беседа.
«Моя любимая игрушка»
8. «Зайчик».
Русская народная считалка.
Обогащать эмоциональную сферу детей новыми впечатлениями, теплотой добрых чувств.
Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе. Кукла, кроватка, машинка, любимые игрушки детей.
Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.
Декабрь.
1. Зайчишка – трусишка.
Русская народная потешка.
2. Продолжать разучивать потешку «Зайчишка- трусишка».
Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
Учить использовать шапочки- маски. Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков;
Шапочки –маски.
3. «Машенька и рукавички».
Кукольный спектакль.
4. «Лиса» -Русская народная попевка. Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову.
Вызвать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.
Настольно-перчаточная кукла –лиса, шапочки зайчиков.
5.«Три медведя»
Настольный театр.
6. Закрепить сюжет сказки «Три медведя».
Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».
Повторить эпизоды из сказки.
Набор перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».
7. «Ладушки в гостях
бабушки».
8. Повторение и разучивание знакомых потешек.
Потешки, загадывание загадок о кошке и петушке; проводится игра «Петушок»
Игрушка кошка. петушок.
Январь.
1.«Про кота – воркота».
2. Продолжать разучивать часть потешки наизусть.
3. «Вот и вышел человечек» .
4. Закрепление потешки «Вот и вышел человечек».
5. Утренняя гимнастика. «Мы шагаем, мы шагаем,Выше ножки поднимаем» .
6.«Уж ты зимушка-зима»
Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству: потешкам, колыбельным.
Используя потешки и песенки, закрепить знания детей о частях своего тела.
Провести гимнастику под русскую народную песню.
Используя устное народное творчество, укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность.
провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», заучить потешку «Уж ты зимушка-зима»
Перчаточная кукла –кот.
Кукла разобранная по частям.
Зимняя одежда для куклы.
Февраль.
1. Чешу, чешу волосыньки,
расчесываю косыньки.
2. Повторение и закрепление потешки.
3. Этическая беседа
«Белый снег пушистый».
4. «Заюшкина избушка»-русская народная сказка.
5.«Мягкие лапки, а в лапках – царапки».
6. Повтпрение и закрепление потешки «Мягкие лапки, а в лапках-царапки».
___
7. «Зовем весну».
8. «Репка» Настольный театр.
Март.
___
1.«Солнышко, покажись…»
2. Разучивание потешки «Солнышко покажись.
___
3. «Зайчик» Русская народная потешка
4. Повторение потешки «Зайчик».
___
5.«Нет милее дружка, чем родимая матушка»-этическая беседа.
6. «Приди, весна с радостью».
___
7. «Весна-весна красна».
8. «Волк и козлята» - физкультурное занятие.
___
Апрель.
1. Повторение ранее изученных потешек.
2. «Теремок» Р. Н. С.
3. «Самолет» потешка.
4. Повторение и закрепление движений к потешке «Самолет».
___
5. 5. Настольный театр «Курочка Ряба»
6.«Кот Васька – именинник»- утренняя гимнастика.
7. «Петух» русская народная считалка. Разучивание.
8. Заучить слова считалки «Петух».
___
Май.
1.«Не вари кашу круту» Русская народная потешка.
2. Повторение слов потешки.
___
3. Разучивание «Расти, коса, до пояса»
Русская народная потешка.
4. Повторение слов потешки.
___
5.«Кто в тереме живет?»
Р. Н. С
6. Инценировка сказки «Кто в тереме живет?»
7. Сорока-белобока»
Потешка.
8. Итоговое занятие.
Развлечение: «В горнице».
Оборудование и материалы.
1. Список оборудования и материалов, необходимых для занятий
2. Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями
3. Куклы по теме сказок для театрализации
4. Ширмы: настольная и напольная для театрализации сказок
5. Фонограммы русских народных песен, сказок
6. Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли
7. Магнитофон
8. Изделия русских народных ремесел (матрешки, свистульки, предметы обихода)
9. Краски гуашевые плакатные
10. Кисти для рисования
11. Ножницы
12. Ткани, тесьма, ленты, резинка для пошива костюмов
13. Гофрированная бумага разных цветов
14. Плотный картон
15. Клей: ПВА, «Момент»
16. Глина для лепки
17. Экран для просмотра презентаций по работе Кружка
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. - М. :Мозаика-Синтез, 2012.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М. :Мозаика-Синтез, 2014.
3. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г
4. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва, 201г.
5. Бойчук И. А., Т. Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СПб, «Детство-Пресс», 2009.
6. Воспитание и обучение детей младшего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М. 1981г.
7. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада. М. ; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
8. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
9. Коваль Ю. И., Маврина Т. А. Жеребенок. М. : Дет. лит. 2013. - 64 с. : ил., портр. – (Мастера детской книги)
10. Куликова Т. А. Семейная педагогия и домашнее воспитание. М. Б 1999г.
11. Лихачев Д. С. «Земля родная». Москва, «Просвещение», 1983г.
12. Маврина Т. А. «Сказочная азбука». Литературно-художественное издание для чтения взрослыми детям. СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2011г. – 40с.
13. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981г.
14. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.
15. Яковлева Н. Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.
16. Янушко Е. А. Помогите малышу говорить! Развитие речи детей от 3 лет. М., 2009.