Седова Наталья Владимировна
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах "Ромашка" и "Василек"
(Стартовый уровень)
Авторы – составители:
Седова Наталья Владимировна
Филиппова Надежда Сергеевна
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка:
Данная программа имеет естественнонаучную направленность.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности „Волшебное окошко в чудесный микромир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения развития не истощаемой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Основой для разработки данной программы является:
o Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
o О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду».
o Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ««Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
o Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Актуальность программы:
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым. Любознательных малышей интересует определенно всё, что его окружает. Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть на всё собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа или через стекло лупы.
Данная программа поможет детям сделать удивительные открытия, они смогут познакомиться с миром, который невозможно увидеть невооруженным глазом. Занятия с микроскопом, лупой расширяют знания об окружающем мире, создают необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. Дети смогут взглянуть совсем иначе на самые простые вещи, рассмотреть их красоту и уникальность.
Цель данной программы – развитие элементарных знаний и представлений дошкольников о микромире окружающей среды, посредством использования микроскопа и лупы.
Задачи программы:
- Развитие мотивации к познавательной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- Способствовать приобретению воспитанниками определенных знаний, умений и навыков;
- Знакомить с оборудованием необходимым для наблюдений и исследований;
- Дать детям представления о видах и строении микроскопа;
- Расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста о мельчайших представителях живого и не живого мира;
- Обогащать словарный запас, развивать речь детей;
- Закрепить и расширить знания об экологических проблемах;
- Воспитывать экологическую культуру, гуманное, бережное отношения к окружающей действительности, природе.
Отличительные особенности программы:
Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Рабочая программа направлена на:
- Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием;
- Создание условий для развития личности ребёнка, повышения его мотивации к познанию и творчеству;
- Создание условий для выявления и поддержки одарённых детей;
- Создание условий с учётом возрастных особенностей для ранней профориентации (выбор в школе класса естественно научного направления).
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип научности – предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методикам и содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- Принцип целостности – основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисковой – исследовательской деятельности;
- Принцип систематичности и последовательности – обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих задач и развития поисково – исследовательской деятельности;
-Принцип личностно – ориентированного подхода – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, развитие познавательных способностей на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности;
- Принцип возрастной адекватности образования – подбор педагогом содержания и методов дополнительного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, психологическим законами развития, учитывая его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
- Принцип креативности – предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- Принцип единения предмета и явления окружающего мира в их движении, изменении и развитии - в основе данного принципа лежат представления детей о прошлом, настоящем и будущем объектов познания, а также умения рассматривать их во взаимосвязях и взаимозависимостях;
- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования);
- Принцип позитивной социализации – освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребёнка в изменяющемся мире;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений – активное участие в реализации программы, диалогический характер коммуникаций между всеми участниками образовательных отношений.
Адресат программы: обучающиеся 6 – 7 лет. Численный состав - 45 детей,
2 группы.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительностью 35 минут, теория и практика совместно. Время занятий: 16:00 – 16:35.
Кадровое обеспечение:
Седова Наталья Владимировна – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы - 15 лет.
Филиппова Надежда Сергеевна - воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы – 16 лет.
Куратор программы: Старостина Татьяна Николаевна – старший воспитатель с высшей квалификационной категорией, стаж работы – 28 лет.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
Словесный: беседы, обсуждения, поощрения, убеждения, постановка и решение вопросов пробеленного характера, мотивация, заучивание стихов и считалок, чтение художественных текстов.
Наглядный: наблюдения, рассматривание, просмотр презентаций и видео.
Практический: экспериментирование, исследование, упражнения, акции, настольные, дидактические и подвижные игры.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
- В процессе реализации программы дети научатся: наблюдать, рассматривать, изучать, систематизировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, обобщать и делать самостоятельные выводы.
- Повысится уровень познавательной активности и исследовательской деятельности дошкольников.
- Научатся пользоваться микроскопом и лупой, будут применять их самостоятельно.
- Научатся бережно относится к природе и замечать красоту окружающего мира.
В ходе работы по программе в группе будет создан «Уголок исследователя», изготовлен домик для насекомых, изготовлены альбомы, организованы выставки творческих работ воспитанников и совместного творчества родителей и детей, нарисованы плакаты, выпущены фотоальбомы и стенгазеты.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
o Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
o Экологические акции: «Береги воду!», «Помоги насекомым».
o Фотовыставки.
o Творческие работы.
o Рисование на экологическую тематику.
o Викторины.
o Совместные занятия с детьми и родителями.
o Квест – игра;
o Конкурсы и др.
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
- Предметные картинки по темам программы (например: «Комнатные растения», «Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы», «Грибы», «Деревья», «Насекомые» и т. д, плакаты, карточки-схемы, модели, макеты, альбомы, иллюстрации, презентационный материал.
Оборудование и материалы:
Микроскоп, лупы на каждого ребёнка, набор для исследований, виды тканей и бумаги, минералы и ракушки, настольно-печатные, дидактические игры экологического содержания (Лото – парочки: «растения», «насекомые» и т. д., разнообразные виды почвы, природный материал (шишки, листья, кусочки коры, ветки, мох, семена, уголь и т. д., иллюстрации, художественная литература (указана в календарном плане,
Материалы и инструменты для творческой деятельности и ручного труда: кисточки, пластилин, стеки, бумага разных размеров, текстильный материал, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, альбомы, раскраски.
Информационное обеспечение:
- Аудио, видео - записи;
- Мультимедийное оборудование,
- Ноутбук;
- Магнитофон.
Пространственная среда:
- Уголок для самостоятельного исследования в группе;
- Комнатные растения;
- Оборудование для экспериментирования;
- Приборы (лупа, микроскоп.).
- Материалы для исследования.
- «Огород на окошке»;
- Мини – музей камня;
- «Зелёная аптека» (на территории детского сада);
- Экологическая гостиная (в помещении детского сада).
Календарно – тематический план:
Сентябрь
- Подбор и изучение методической литературы для разработки программы;
- Определение цели и задач рабочей программы;
- Составление календарно – тематического плана;
- Утверждение рабочей программы дополнительного образования;
- Подбор художественной литературы для детей.
Октябрь
«Невидимки рядом с нами»
Цель: формировать представление о микроскопе и микромире.
- «Волшебное окошко, или что такое микроскоп?» - беседа с показом презентации;
- «Чудесный микромир» - беседа, просмотр презентации;
- «Учимся работать с прибором» - исследовательская деятельность.
Форма подведения итога
- «Удивительная клетка» - плоскостная лепка;
- Создание альбомов и «Уголка исследователя», для самостоятельного изучения окружающего мира;
- Раскрашивание раскраски «микроскоп».
Ноябрь
«Растительный мир в осенний период»
Цель: познакомить детей со строением частей растений, грибов и особенностями растительного мира в осенний период.
- «Деревья. (Кора, плоды и семена, рассматривание осенних листьев)» - беседа с рассматриванием через микроскоп;
- «Изучаем мох» - беседа с рассматриванием под микроскопом и создание флорариума;
- «Рассматривание лука в микроскоп» - беседа и рассматривание, опытническо – исследовательская деятельность окрашивание лука;
- «Грибы – волшебное царство»- беседа с рассматриванием в микроскоп;
- Викторина о грибах.
Форма подведения итога
- Зарисовка в индивидуальных альбомах.
- Аппликация из осенних листьев (совместное творчество родителей и детей);
- Фотофиксация.
Декабрь
«Земля»
Цель: познакомить детей с почвой, минералами их строением и составом.
- «Необычные частицы песка» - беседа с рассматриваем песка под микроскопом;
- «Виды почвы под микроскопом» - беседу с показом презентации;
- «Рассматривание минералов» - рассматривание в микроскоп и беседа о камнях;
- «Опытнеческо – экспериментальная деятельность – выращивание кристаллов соли»
- Рассматривание иллюстраций к сказам «Хозяйка медной горы» и «Серебряное копытце»;
- Чтение перед сном: П. Бажов «Серебряное копытце».
Форма подведения итога
- Аппликация: «Каменный цветок»
- Зарисовка в индивидуальных альбомах;
- Фотофиксация.
Январь
«Жизнь в капле воды»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды и её значении в жизни человека.
- «В гостях у Капитошки» - беседа и рассматривание в микроскоп;
- Пальчиковая гимнастика: «Ах, вода, вода, вода»;
- Чтение экологической сказки «Всё живое нуждается в воде»;
- Просмотр мультфильма «Капитошка»;
- «Прекрасная снежинка» - беседа с показом презентации, наблюдение и рассматривание снежинок через лупу;
- «Лёд и снег в увеличительном стекле» - беседа, рассматривание и наблюдения;
- «Что таится в талой воде?» - беседа, рассматривание, наблюдение и опытническо – исследовательская деятельность;
- Практическое упражнение: «Мыльные перчатки»;
- «Цветной лёд» рассматривание и опытническо – исследовательская деятельность, украшение участка цветными льдинками.
- Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».
- Совместное творчество родителей и детей – опыт «Цветные льдинки».
Форма подведения итога
- Ручной труд «Снежинка»;
- Рисование «Весёлая Капитошка»;
-Зарисовка в индивидуальных альбомах;
- Фотофиксация;
- Акция: «Береги воду!» - совместное творчество родителей и детей (изготовление плакатов).
Февраль
«В мире привычных вещей»
Цель: Формировать у детей представления о свойствах и строение предметов, окружающего мира.
- «Частицы пыли» - беседа, рассматривание и опытническо – исследовательская деятельность;
- «Предметы вокруг нас (Бумага, картон, чернила, мёд и дрожжи, гвозди и т. д.)» - Рассматривание и сравнение материалов под микроскопом;
- «Рассматривание видов тканей» - беседа с рассматриванием под микроскопом и пособия виды тканей;
- «Строение птичьего пера, ракушки» - рассматривание и беседа.
- «Человеческий волос, как же он устроен?» - Беседа и рассматривание.
Форма поведения итога
- Аппликация из ткани: «Спящий малыш»;
- Зарисовка в индивидуальных альбомах;
- Фотофиксация.
Март
«Пробуждение после зимы»
Цель: познакомить детей со строением частей растений и их особенностями в весенний период.
- «Корень, стебель, лист, почка» - Беседа и рассматривание;
- «Рассматривание ростка клёна, польза деревьев» - беседа и наблюдение с рассматриванием на улице;
- Чтение «Сказка о маленьком кедре»;
- «Рассматривание и сравнение листьев разных комнатных растений» - беседа с рассматриванием в микроскоп;
- «Пыльца, лепесток» - беседа, рассматривание.
- Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги;
- Лото - парочки: «Растения».
Форма подведения итога
- Фотофиксация;
- Зарисовка в индивидуальном альбоме.
Апрель
«Знакомые незнакомцы, или удивительные насекомые»
Цель: расширять представления детей об особенностях внешнего вида насекомых, их жизни.
- «Насекомые вблизи» - показ презентации и наблюдения на улице;
- «Те, кто ползает» - наблюдение на улице в лупу и беседа;
- «Порхающая красота и значение насекомых в нашем мире» - наблюдение в природе через лупу, экскурсия в аптекарский огород;
- Акция: «Помоги насекомым!»;
- Создание домика для насекомых (на
территории детского сада);
- «Рассматривание муравейника» - беседа с показом презентации и наблюдение на улице.
- Словесная игра: «Угадай по описанию»;
- Подвижная игра: «Паук и мухи».
- Заучивание считалки «Пчёлы- пчёлы…»
Форма подведения итога
- Аппликация: «Насекомые (пчела)»;
- Зарисовка в индивидуальных альбомах
- Фотофиксация.
Май
Итог работы по программе
- «Наши удивительные открытия, в чудесном микромире!»;
- Квест – игра.
Форма подведения итога
- Стенгазета: «Как мы изучали микромир»;
- Вернисаж творческих работ.
Список литературы:
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез. - М. : 2014;
2. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
3. Микромир. Детская энциклопедия. Росмэн - 2019.
4. Мазур О., Савчин Д. «Микромир». Levenhuk - 2017.
5. «Полезная книга знаний. Микромир», «Кредо» - 2019.
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». М. : ТЦ «Сфера», 2011.
7. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима» - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
8. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего возраста по теме «Вода» - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. «Насекомые». Детская энциклопедия. РОСМЭН, М. 2017.
10. А. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.
11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей при подготовке к школе: Учебное пособие. – М. : Книголюб, 2007.
12. Страунинг А. М. Чудеса в природе открываем сами. Рассказы-задачи и игры по экологии для детей и … взрослых. 2-е изд. И доп. – Обнинск, ООО «Принтер», 2001.
13. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж6 ТЦ «Учитель», 2004.
14. Занимательное природоведение. – М., Омега, 2007.
15. ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ мир вокруг нас. – М. : «ЛАЙДА», 2005.
16. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: - М. : ТЦ Сфера, 2010.
17. Рыжова Н. А. Программа «НАШ ДОМ – ПРИРОДА2: Блок занятий «Я и Природа» - М. : «Карапуз-ДИДАКТИКА», 2005.
18. Рыжова Н. А. почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
19. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М. : «КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА», 2005.
20. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2005.
21. Т. А. Шорыгина «Познавательные сказки: Беседы с детьми о Земле и её жителях» - М. : ТЦ «Сфера», 2017.
22. Т. А. Шорыгина «Беседы о насекомых с детьми 5-8 лет». М. : ТЦ «Сфера» - 2017.
23. Т. А. Шорыгина «Деревья. Кто они?». – М. : ГНОМ, 2012;
24. Т. А. Шорыгина «Беседа о цветах и комнатных растениях». – М. : ТЦ Сфера, 2018.