Константин Растегаев
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
- направленность программы : физкультурно-спортивная
Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих моделей автомобилей, судов, самолётов и других транспортных средств для спортивных соревнований. В каждом виде технических объединений, секций проводятся соревнования по правилам, установленным РОСТО (Российская оборонная спортивно – техническая организация) совместно с Федерациями по техническим видам спорта и Министерством Образования и науки РФ. Модели участников должны отвечать требованиям Правил проведения соревнования.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные гоночные модели мчатся по кордодрому со скоростью 250-300 км/час. Увлекательное зрелище! Но что за этим стоит? Не менее интересно наблюдать за гонками моделей, управляемых по радио, особенно групповых (скоростных, когда со старта уходит сразу 8-10 мини автомоделей.
По сути, эти напряженные, динамические соревнования по накалу борьбы ничем не отличаются от автомобильных гонок. Люди и техника здесь проходят такую же суровую проверку. Разница лишь в весе и габаритах изделий и в том, что водители находятся не внутри своих автомобилей. Но изобретательности, знания техники и тактики гонок от таких пилотов требуется не меньше, чем от настоящих гонщиков. К тому же машина, пусть и небольшая, сделана своими руками!
Актуальность программы в том, чтобы привлечь мальчишек к мужскому виду спорта, идентификация подростков как будущих мужчин (женское воспитание сегодня до сих пор преобладает, подготовка детей к осознанию себя как хозяина в доме (приобретение знаний инструментов и умения владеть ими, помощь в выборе будущей профессии.
Отличительные особенности данной программы : в процессе реализации программы примерно в равном соотношении часов изучаются и изготавливаются как кордовые автомодели, так и радиоуправляемые разных классов. Другие программы ориентированы как правило на какой-либо один вид моделей. Большое количество времени уделяется тренировкам на трассе и подготовке к соревнованиям, особенно на втором этапе обучения. Также отличительной особенностью можно считать и то, что в программе реализуется региональный компонент через теоритическое изучение достижений автомоделистов-земляков и тесное сотрудничество с другими секциями в городе.
Адресат программы : Обучающиеся 10- 16 лет.
Объем и срок освоения программы : 4 года (1144 часа, с возможностью дальнейшего обучения
Форма обучения — очная
Особенности организации образовательного процесса:
Этап I (1 год обучения)
На первом этапе занятий (учащиеся 4-6 классов) школьники овладевают начальными элементами технического моделирования, знакомятся с аппаратурой управления по радио, тренируются с предоставленной радиоуправляемой моделью автомобиля класса РЦБ и осваивают фигурную трассу слалома. По итогам полугодия проводятся кружковые соревнования по всем классам моделей.
Цель занятий в том, чтобы удовлетворить интерес школьников к автомодельному спорту, развить интерес к автомобильной технике. Примерный тематический план предусматривает в кружках первого года занятий изготовление простейших кордовых моделей, классы ЭЛ-2, ЭЛ-3, ЭЛ-4 (с электродвигателем).
Этап II (2-3 год обучения)
На втором этапе обучения (5-7 классы) осуществляется дальнейшее расширение и углубление знаний и навыков в области автомодельной техники и моделирования. Изготовление группы радиоуправляемых моделей классов РЦБ (фигурная трасса, РЦЕ-10, РЦЕ-12, ДТМ (все для групповых гонок). Большая часть времени уделяется тренировкам в залах и на открытой асфальтовой площадке в летнее время. Каждая модель должна быть обеспечена отдельным электрическим двигателем, аккумулятором и радиоаппаратурой. Следовательно, количество модельной техники должно соответствовать количеству строящихся моделей. Перестановка двигателей во время испытаний и соревнований не рекомендуется.
Наиболее подготовленные кружковцы первого и второго годов занятий могут участвовать в составе команды (ДДК) или индивидуально (личное первенство) в городских, республиканских, российских соревнованиях школьников-автомоделистов.
Все спортсмены, а особенно члены сборных команд, должны четко знать технические требования к моделям, предоставленным на соревнования, и условия проведения соревнований.
Для каждого класса автомоделей разработаны и утверждены разрядные нормы, принятые Федерацией автомодельного спорта и спорткомитетом России. По званиям и разрядам формируются группы подготовки второго, третьего и т. д. годов занятий (количество обучающихся и количество часов).
Этап III (4 год обучения)
На третьем этапе обучения осуществляется изготовление и замена узлов и агрегатов, вышедших из строя во время тренировок и соревнований. А также производятся настройки моделей.
Наиболее подготовленные кружковцы могут участвовать в составе команды (ДДК) или индивидуально (личное первенство) в городских, республиканских, российских соревнованиях автомоделистов.
Все спортсмены должны четко знать технические требования к моделям, предоставленным на соревнования, и условия проведения соревнований.
Для каждого класса автомоделей разработаны и утверждены разрядные нормы, принятые Федерацией автомодельного спорта и спорткомитетом России.
Основные формы занятий:
- практическая работа (изготовление чертежей и моделей);
- соревнования (отработка навыков вождения);
- самостоятельная работа (поиск решения теоретических задач);
- беседа, рассказ, лекция.
Основные разделы программы :
1. Изготовление кордовых простейших автомоделей с электродвигателем классов ЭЛ-3, ЭЛ-2, моделей классов ЭЛ-4 (прямого хода)
2. Изучение радиоаппаратуры и установка на модель.
3. Знакомство с различными аккумуляторами и их эксплуатация.
4. Проектирование и изготовление моделей классов РЦЕ-12 и РЦЕ-10 (для групповых гонок, РЦБ (фигурная трасса).
5. Учебные тренировки моделей классов РЦБ и РЦЕ.
6. Реставрация моделей.
7. Участие в соревнованиях.
Методы обучения :
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
- наглядный (показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма деятельности обучающихся на занятии :
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися
- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
и другие.
В объединении допустимо, а на отдельных занятиях целесообразно и даже полезно участие разновозрастных, как отдельных учащихся, так и их групп, для придания динамизма изучению и применению коллективных методов творчества, например, метода мозгового штурма и его модификаций.
Режим работы:
1 год обучения 2 занятия по 2 часа
2 и последующие – 3 занятия по 2 часа
В ходе занятий предусмотрены перемены для отдыха.
Осуществление межпредметных связей:
- с математикой (геометрические фигуры, вычисления);
- с черчением (линии чертежа, технический рисунок, чертеж);
- с физикой (понятия о механизмах и машинах; материаловедение);
- с технологией (технологические процессы, оборудование, инструменты).
Весь комплекс навыков и знаний, приобретенных в результате занятий автомодельным спортом, помогает нашим детям правильно выбрать свою будущую специальность. Немало инженеров, конструкторов, технологов, специалистов автомобильного транспорта приобрели первоначальную подготовку в рядах юных автомоделистов.
Самая жесткая проверка моделей - это соревнования. Они способствуют совершенствованию конструкций, развитию мастерства автомоделистов.
Цели и задачи
Цель образовательной деятельности: выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Цель программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к технике в процессе занятий автомодельным спортом, развитие конструкторского мышления, умений, навыков и творческих способностей.
Задачи программы :
• развивать творческие способности детей в процессе изготовления автомоделей;
• развивать и расширять политехнический кругозор учащихся;
• развивать в детях элементарное конструкторское мышление;
• подготавливать детей к высшим ступеням технического мастерства;
• воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему делу, достижениям науки и техники, к ДДК, городу, республике, стране.
Литература:
6. Журавлёв А. Н. Допуски и технические измерения. – Изд. «Высшая школа», 1981.
7. Васильев Ю. К., Васильева И. Н. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности. - Изд. «Просвещение», 1979 г.
8. Карсоков В. А. Система занятий для самостоятельной работы учащихся 8-11 классов на уроках трудового обучения / пособие для учителей и учащихся. – Изд. Ижевск, 1992 г.
9. Журналы: «Юный техник», «Техника молодёжи», «Моделист-конструктор», «За рулём».