Беспалова Наталья Александровна
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы.
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей»
1.3 Принципы и подходы к формированию Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей»
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет.
1.5 Планируемые результаты освоения Дополнительной образовательной программыы «Игротека для малышей»
II Содержательный раздел
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности „Игротека для малышей“ 3–4 лет» размещена в разделах
2.2 Форма образовательной деятельности
2.3 Взаимодействие с родителями
III Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей»
3.2 Обеспечение методическими материалами.
3.3 Объем образовательной деятельности. Расписание занятий.
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»
В. А Сухомлинский.
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий мозга окончательно еще не сформирована. Так же продолжать активно развивать мелкую моторику в 3-4 года. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Направленность программы «Игротека для малышей» :
-по содержанию является социально-педагогической;
-по функциональному назначению -учебно-познавательной;
-по форме организации- кружковой;
-по времени реализации- годичный
Программа разработана с учетом методики М. Мантессори, направлена на раннее развитие детей.
Новизна программы состоит в том. Что в нее включены как упражнения по методу Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развития мелкой моторики и речи.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях общество представляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности с окружающими. Раннее развитие- интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана в некоторых странах (Италии, Японии, Германии, она является ведущей. Метод Марии Мантессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
Педагогическая целесообразность программы направлена на то, чтобы средствами дидактических игр и упражнений, создать условия для максимального развития познавательной сферы воспитанников, т. е. важно развивать в ребенке те качества. Которые будут определять интерес к знаниям и успешность усвоения этих знаний в дальнейшем. Дополнительная образовательная программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной
эмоциональной атмосферы. Помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал.
1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей».
Цель: развивать сенситивную сферу ребенка, мышление, самостоятельность в проявлении познавательной инициативы, формировать систему эмоциональных представлений об окружающем мире.
Задачи программы :
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий — земли, воздуха, огня - и различных явлений природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
1.3 Принципы и подходы к формированию Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей».
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения:
1. Принцип доступности-обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
2Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, особенностями, интересами и индивидуальными возможностями развития.
3Принцип оздоровительной направленности-на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка.
4. Принцип коммуникативности- создание атмосферы доброжелательного общения между детьми.
5. Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
- формах обучения: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, элементы театрализованной деятельности, арт-терапии.
- методах обучения: наглядный, словесный,практический.
Программа включает в себя как упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.
Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей; не мешает ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам нас об этом просит. Программа помогает ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия; поддерживает интерес. Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому»
Во время занятий используются элементы театрализованной деятельности (знакомство с игрушкой, упражнения – игры с Монтессори-материалом, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия. Подвижные игры, дидактические игры на повторение упражнений с подручным материалом.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет.
Главной возрастной задачей ребенка от 3 лет по образному выражению М. Монтессори является «строительство самого себя». Именно в это время протекают все сенситивные периоды его развития. На основе развивающегося умения правильно пользоваться органами чувств, речью и движениями, происходит внутреннее накопление ясных представлений о мире и постепенно формируются обобщенные понятия. Выучившись в этом возрасте управлять собой, ребенок выстраивает механизм мышления – самый сложный из всех функционирующих механизмов человека.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период. Малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды проходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно так же предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовится к нему.
Индивидуальные особенности детей 3-4 лет
Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организация образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе «Игротека для малышей» осуществляется с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей.
Списочный состав обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Игротека для малышей» - 15 человек.
Показатели антропометрических исследований развития воспитанников свидетельствуют об их соответствии возрасту детей. Таким образом, большинство детей с первой группой здоровья - 80%
Особенности поведения ребенка его самочувствие в определенной мере, зависит как от его физического состояния, так и от темперамента.
Изучение особенностей детей позволяет получить объективные данные о темпераменте ребенка, что является основой индивидуального подхода к каждому ребенку. В качестве метода определения типа темперамента детей дошкольного возраста его поведением, эмоциональными реакциями, особенностями взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также беседы с родителями.
Психологические особенности детей, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Игротека для малышей».
Распределения контингента обучающихся по доминированию типа темперамента
Изучение психологических особенностей детей является основой для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
1.5 Планируемые результаты освоения Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей».
- развита мелкая ручная моторика у детей;
- положительная динамика в развитии речи детей: расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи;
- у детей более развито внимание, мышление, память, воображение;
- проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
- активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
II Содержательный раздел
2.1 Программное содержание.
№ п. п Разделы программы. Кол-во часов
1. Кто как говорит. 3
2. Дождик. 3
3. Кто в теремочке живет. 3
4. Волшебная страна. 3
5. Нарисуем сказку. 3
6. Птицы. 3
7. Зоопарк. 3
8. Вышли мышки как то раз. 3
9. Будем вместе мы играть. 3
10. Солнечные зайчики. 3
11. Насекомые. 3
12. Лето. 3
13. На прогулку в лес. 3
14. Цветная полянка. 3
15. Игрушки. 3
16. Фрукты. 3
Итого 48
Учебно-тематический план.
1-3 Тема: Кто как говорит.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Знакомство с детьми»
Пальчиковая гимнастика: «Пальчик, пальчик, где ты был?», массаж пальчиков мячиком- ежиком; массаж ладоней карандашом.
Упражнения по методу Монтессори: дидактическая игра «Подбери крышку», «Шумная комната», «Перенос стула».
Подвижные игры: имитация движений животных, звуки под стихотворение и под музыку.
Изобразительная деятельность: рисунок мелками «Мое настроение», «Следы животных». Штриховка «Спрячь зайку».
4-6 Тема: Дождик.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Доброе утро улыбчивым лицам…»
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики дружные, все такие нужные.», «Засолка капусты», массаж мячом-ежиком; дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт».
Упражнения по методу Монтессори: «Насыпать и налить» (переливание и пересыпание из одного сосуда в другой). «Звенящая вода», «Рыболов».
Подвижные игры: Веселая физкультура «Вышли звери на зарядку»
Изобразительная деятельность (нетрадиционные техники) :Рисование крупой.
7-9 Тема: Кто в теремочке живет.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Здравствуй».
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», точечный массаж пальчиков, игра «Рисуем пальчиком на манке».
Упражнения по методу Монтессори: Работа с застежками; «Теремок».
Подвижные игры: «Мишка косолапый»
Изобразительная деятельность: рисование в технике по мокрому.
10-12 Тема: Волшебная страна.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Друг»
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики, здравствуйте!» ; массаж мячиком «Сильные пальчики»; дидактическая игра «Бумажный мяч».
Упражнения по методу Монтессори: игры с водой «Круги на воде», «Переливание из чайника в чашку».
Подвижные игры: «Веселый колокольчик».
Изобразительная деятельность: Волшебные кляксы.
13-15 Тема: Нарисуем сказку.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие:
Пальчиковая гимнастика: «Ладошки играют»; массаж (самомассаж)прижимающий «Шел медведь», дидактическая игра «Золушка» (белая и красная фасоль).
Упражнения по методу Монтессори: «Волшебная губка», «Есть лужа-нет лужи», «Промывание риса».
Подвижные игры: «Шел король по лесу».
Изобразительная деятельность: рисование на ткани
16-18 Тема: Птицы.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Колокольчик»
Пальчиковая гимнастика: «Сорока-белобока», массаж «Катаем карандашик», дидактическая игра – сортер «Счетные палочки (цвет)».
Упражнения по методу Монтессори: «Парные платочки»; тактильные дорожки.
Подвижные игры: «Ветер».
Изобразительная деятельность: рисунки отпечатками рук, пальцев, штампов.
19-21 Тема: Зоопарк.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Доброе утро» (Доброе утро, глазки. Вы проснулись?.)
Пальчиковая гимнастика: «Новые кроссовки»; массаж (самомассаж) вытягивание пальцев за ногтевые фаланги «Тянут. Тянут бабка с дедкой»; дидактическая игра «Бусы».
Упражнения по методу Монтессори: «Что шуршит?», «Повторяшка».
Подвижные игры: «У жирафа пятна, пятна.»
Изобразительная деятельность: пятнистая черепаха.
22-24 Тема: Вышли мышки как-то раз.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Утром солнышко встает…»
Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»; массаж кистей рук грецким орехом; дидактическая игра «Узелки, с переходом хода»
Упражнения по методу Монтессори: «Прищепки в ведре», сортер «Подбери цвет» (разноцветные прищепки и разноцветные ленты).
Подвижные игры: «Кот и мыши».
Изобразительная деятельность: рисование шерстяными нитками.
25-27 Тема: Будем вместе мы играть.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Вежливые слова».
Пальчиковая гимнастика: «Будем вместе мы играть», массаж (самомассаж) «Щелчки» (1 вариант); дидактическая игра «Бассейн для пальчиков».
Упражнения по методу Монтессори: «Кармашки», игры с монетами, стаканчики с фасолью.
Подвижные игры: «Шел король по лесу».
Изобразительная деятельность: аппликация из фантиков.
28-30 Тема: Солнечные зайчики.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Выполни задание»
Пальчиковая гимнастика: «Ежик», массаж (самомассаж) «Щелчки» (2ой вариант).; игра –панно «Лесная полянка».
Упражнения по методу Монтессори: «Режем ножницами», «Разноцветные полоски».
Подвижные игры: на выбор детей.
Изобразительная деятельность: рисование солью.
31-33 Тема: Насекомые.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Здравствуй» (Здравствуй, солнце золотое).
Пальчиковая гимнастика: «Дружно пальчики считаем. Насекомых называем» ; массаж (самомассаж) бусинками : катание бусинки между большим и другими пальцами; дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Упражнения по методу Монтессори: «Как режут ножницами», «Как затачивают карандаши».
Подвижные игры: «Поймай комара».
Изобразительная деятельность: лепка из соленого теста.
34-36 Тема: Лето.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Поделись добротой с друзьями»
Пальчиковая гимнастика: «Наша группа»; массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии, прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика до основания; дидактическая игра «Перекладывание бус пинцетом»
Упражнения по методу Монтессори: Узоры. Картины из шнуровки.
Подвижные игры: «Бабочка»
Изобразительная деятельность: аппликация из цветной изоленты.
37-39. Тема: На прогулку в лес.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Здравствуйте» (Здравствуй, солнышко – дружок. Здравствуй носик-пятачок….)
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу», массаж (самомассаж) шестигранными карандашами; дидактическая игра «Чудо крышечки».
Упражнения по методу Монтессори: Блоки цилиндров. Русская матрешка. Русская пирамидка.
Подвижные игры: «Лягушки»
Изобразительная деятельность: аппликация из ваты.
40-42 Тема: Цветная полянка.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Ладошки»
Пальчиковая гимнастика: «На двери висит замок»; массаж (самомассаж) «Горошки»; дидактическая игра «Забавные коврики».
Упражнения по методу Монтессори: рамки –вкладыши «Геометрические фигуры».
Подвижные игры: «Гномы».
Изобразительная деятельность: рисование зубной щеткой «Цветы необычной красоты»
43-45 Тема: Игрушки.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Руки»
Пальчиковая гимнастика: «По ровненькой дорожке»; массаж (самомассаж) прищепками; дидактическая игра «Цветные вкладыши».
Упражнения по методу Монтессори: сортировка предметов.
Подвижные игры: «Аист»
Изобразительная деятельность: рисование в техники «монотипия».
46-48 Тема: Фрукты.
Содержание материала:
Формы, способы, методы:
Приветствие: «Улыбка»
Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка»; массаж (самомассаж) фаланг пальцев; дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Упражнения по методу Монтессори: «Бутылочки с запахами»
Подвижные игры: «Горячая картошка»
Изобразительная деятельность:т квилинг «Апельсин».
2.2 Форма образовательной деятельности.
Занятия проводятся группами (не более 10-15 человек). Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, всего 48 занятий. Длительность занятий 15 минут.
Во время занятий используются элементы театрализованной деятельности (знакомство с игрушкой, упражнения игры с Монтессори-материалом, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, подвижные игры, дидактические игры на повторение упражнений.
Основной формой занятий является комбинированное занятие, в котором используются методы:
Игра. Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например : интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации. Сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения-как поступить, что сказать, как выиграть.
Динамичность. Дети быстро утомляются. Необходимо переключить их внимание. поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и артикуляционная гимнастика и психологический этюды, и многое другое.
Кроме этих методов, используются и другие нестандартные формы психологическая игра, игра-путешествие и т. д.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
-приветствие-создание положительного микроклимата.
-пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.
-работа с наглядными материалами, пособиями.
-знакомство с различными сказками, стихами, различными картинками по тематике.
2.3 Взаимодействие с родителями.
В интересах детей требуется постоянное качественное взаимодействие семьи и педагога-монтессори дошкольной организации.
Используются такие формы работы: наглядно-информационный материал, консультации, индивидуальная работа.
Продуктами деятельности взаимодействия с родителями являются : методические рекомендации, папки –передвижки, сообщения, видео-отчеты о занятиях в соц. сетях и группе Вайбер, помощь в оборудовании и оснащении необходимыми материалами, оформление фотоальбома кружка ; участие в викторинах и конкурсах.
III Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека для малышей».
Для занятий по программе используется игровое помещение группы, хорошо освещенное. Стулья и столы отрегулированы по высоте в соответствии с возрастом. Для демонстрации учебных роликов и наглядного материала помещение оборудовано компьютером, магнитным мольбертом. Для музыкального сопровождения движений и игр имеется портативная муз. колонка с USB-входом. Для распечатки материала для занятия в ДОУ имеется принтер.
Средства обучения:
- массажные мячи, массажных дорожки, сенсорных дорожки;
- наборы разнофактурной бумаги, ткани;
- наборы круп (горох,фасоль белая и красная, манка и т. д.);
- дополнительный материал (природный, бытовой, бросовый);
- художественно-изобразительный материал: кисти, палитра, стаканчики
для воды и т. д. ;
- сортеры,сделанные родителями из бросового материала;
- коллекции игрушек;
- музыкальные инструменты (маракасы, колокольчики и т. д.).
- «шумовые баночки»
3.2 Обеспечение методическими материалами
Литература
1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М. : ИД «Карапуз», 2002 г.
2. Косинова Е. М. Уроки логопеда:игры для развития речи. -М. : Эксмо:ОЛИСС,2011-192с. :ил.
3. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от
рождения до 6 лет. - Спб. «Речь» 2010 — 142 с
4. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика - М. : АСТ,
2010г. - 400с.
5. Ю. В. Рузанова «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в
нетрадиционной изобразительной деятельности», 2009 г.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
2010г.
7. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
8. Э. Хейнсток Система Монтессори у себя дома. М. : ООО «Издадельство «Э»2016г.
9. В. Дмитриева Методика раннего развития Марии Монтессори от 6 месяцев до6 лет. М. : ООО «Издадельство «Э» 2017г.
10. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-v-dou-mozdukova-natalja-vladimirovna.html
11. https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovyi-masazh-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei.html
12. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html