Марина Афонькина
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас"
Пояснительная записка.
Развитие естественно – научных представлений дошкольников- это построение в сознании ребенка целостной картины мира, понимание им Вселенной как системы высшего порядка. Это принятие ребенком идеи, что Земля – наш общий дом, каждый человек на Земле зависит от других людей, в то же время от каждого отдельного человека зависит состояние человечества, планеты в целом.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
По прогнозам ученых, третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.
Цель программы:
. Формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля
.Развитие познавательного интереса, мыслительных действий, творческого воображения.
Задачи программы:
.Формирование у детей дошкольного возраста научной картины мира;
.Формирование познавательной сферы личности ребенка;
.Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;
. Развитие сознания и расширение кругозора;
. Воспроизведение внешнего вида и свойства объекта по памяти;
. Угадывание предмета по словесному описанию свойств и признаков (загадки);
.Нахождение в двух и более объектах общих и различных признаков;
.Владение простейшими формами метода моделирования.
Условия реализации образовательной программы.
Программа «Мир вокруг вас» предназначена для образования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Программа рассчитана на2015- 2017 год. Работу с детьми рекомендуется проводить в свободное от занятий время в форме игры один раз в неделю по 30 мин.
Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по развитию естественно -научных представлений
Тема, цель,
итоговое мероприятие по тем Формы организации совместнойвзросло – детской (партнерской) деятельности Предполагаемая самостоятельнаядеятельность детей Материал и оборудование
1. Этот загадочный космос.
Цель:развивать познавательный интерес в процессе в процессе знакомства детей с космосом, Вселенной. Развивать творческое воображение, фантазию.
Итоговое мероприятие:Развлечение «Веселые космонавты»
Сюжетные игры: «Космос» ,»Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне»
Дидактические игры: «Расположи планеты правильно» ,»Какие предметы космонавт возьмет в полет» «Путешествие в космос»
Беседы на тему «Земля- планета на которой мы живем», «Наши космонавты», беседы о солнце о планетах.»Космос. Вселенная», «Земля- космическое чдо»
Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.
Отгадывание загадок о звездах, ночном небе, солнце,спутниках,кометах.
Наблюдения за звездным небом, луной
Экспериментирование. Демонстрация движения Луны вокруг Земли. Демонстрация силы притяжения луны к земле. Демонстрация падения метеоритов и образование кратеров
Конструирование из настольного строителя
«Космическая ракета» «Летающая тарелка» «Робот инопланетянин»
Совместная деятельность взрослых и детей. Изготовление поделок из бросового материала на космическую тему.
Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Луна- спутник Земли» ,»Сделай так и не делай так» и другие.
Чтение и рассказывание стихотворений о Космосе, о. планетах, о созвездиях. Чтение сказок «Зачем Меркурию лен», «Как появилась Луна», «День и ночь»»Луна или месяц «и другие.
Песни по темРазвлечение «Веселые космонавты»
Художественное творчество. Коллективная работа «Созвездия вселенной», «Звездная фантазия» (рисование, аппликация), «Планеты солнечной системы» «Этот загадочный мир» Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Космос» «Наши друзья инопланетяне» и др
Рассматривание иллю. страций, картинок,книг.
.Конструирование из строителя «Робот –инопланетянен» «Космический корабль»и др.
Рисование и аппликация на космическую тематику.
Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм на тему «Космос».
Модели «Планеты солнечной системы»
картинки с изображением планет,созвездий. Художественная и научно –познавательная литература. Альбомы о космосе и космонавтах.
Настольный строитель.
Изобразительные, природные материалы для создания творческих работ.
ТСО (магнитофон компьютер и другое).
Картины, атласы, глобус,географические карты
2»ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ
Цель: сформировать у детей представления о том, что планета Земля- это огромный шар,большая часть которого покрыта водой, кроме того есть материки,где живут люди (суша)
Итоговое мероприятие:Праздник «В гостях у Нептуна»
Сюжетные игры: ««Путешествие вокруг земли» ,»Морские приключения», «В гости к Нептуну»
Дидактические игры: «Ходят капельки по кругу» ,»Вода – не вода», «Какая вода» и др.
Беседы о Земле, о ее происхождении,о названии и происхождении материков,о расположении их на карте. Беседы «Океан», «Живые организиы Мирового океана»
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.
Загадывание и отгадывание загадок о воде, земле, о морских обитателях.
Составление описательных рассказов о морских обитателях.
Наблюдения за дождем,за тучами, за мокрой землей.
Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Дай совет», и другие.
Эксперименты «Есть ли форма у воды?» «Вода жидкая», «У воды нет формы», «Вода прозрачная», «Пар-это тоже вода».
Моделирование кораблей и пароходов,модель Земли.
Совместные действия во время экспериментов, Совместное с родителями изготовление макета Земли в качестве закрепления материала.
Подвижные игры «Собери волшебный цветок», «Море волнуется раз», «Морские коньки и медузки»
Соревнования
Чтение рассказов, сказок, стихов о воде и ее обитателях
Рассматривание фотоиллюстраций с картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».
Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана, «Рыбы морские и пресноводные»
Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели»,
«Богатства дна морского»
Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о море,воде, земле.
Лепка «Рыбка» «Осьмиожки» и другое.
Аппликация «Аквариум» «Пароход» Конструирование из бумаги «Лодочка»
Рисование «Осьминожки» (техника «ладонь», «Рыбка» «Пароход»
Изготовление поделок из природного материала Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Морские приключения», «В гости к Нептуну»
Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое
Рассматривание фотоиллюстраций к картинам Айвазовского «Девятый вал», Черное море». Рассматривание картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»
Наблюдения за осадками, тучами.
Рассматривание иллюстраций в книгах.
Лепка и рисование в изоцентре.
Изготовление поделок из природного материала
Подпевание песен.
Ролевые атрибуты к играм: «Путешествие вокруг Земли» «В гости к Нептуну».
Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).
Лейки, материалы для ухода за растениями.
Видеотека, библиотека.
Изобразительные и природные материалы.
«Земля и ее обитатели»
Цель : развивать любознательность через обогащение представлений об Африке и. ее обитателях,о географии и великих открытиях.
Итоговое мероприятие: «Путешествие в Африку»
Сюжетные игры: «Путешествие в Африку», «Путешественники»
Дидактические игры: «Знатоки глобуса», «Найди обитателей материка» ,
Беседы «Африка- самый жаркий континент», «Животный мир Африки», беседа о путешественниках Колумбе Амундсене, Скотте
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.
Составление и отгадывание загадок о животных разных континентов.
Составление описательных рассказов о животных.
Просмотр слайдов и документальных фильмов о Африке и ее животном и растительном мире.
Наблюдения за солнцем.
Эксперименты «Как солнце высушивает предмет» «Почему вода стала теплая» и другие.
Моделирование «Кто в пустыне живет?», «Что в пустыне растет» «Антарктида» и другие.
Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов о животном и растительном мире материков
Совместное с родителями изготовление поделок на тему : «Животные Африки»
Подвижные игры «Капитаны», «Составь число»
Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе и животном мире Африки.
Слушание и обсуждение аудио диалогов о животных (В. Зотов «Лесная мозаика»).
Развлечение «Путешествие в Африку»
Художественное творчество: тематическая выставка лепных работ животных разных стран и материков.
Сбор гербария растений, произрастающих на территории г. Новошахтинска. Разыгрывание знакомых сюжетов: «Путешественники» идр.
Несложные дидактические игры.
Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов, открыток, календарей, коллекций, фотоальбомов, книг и другое.
Элементарное экспериментирование с предложенными материалами в уголке экспериментальной деятельности по теме.
Моделированиепо теме.
Рассматривание книг.
Лепка, аппликация, рисование по теме Атрибуты ксюжетным играм: «Путешествие в Африку»
«Путешественники» и другие.
Дидактические игры
Наглядно – иллюстративный материал: картины, картинки, иллюстрации, плакаты, открытки, календари, коллекции, фотоальбомы, книги и другое.
Материалы для экспериментирования, конструирования, моделирования, изобразительной и совместной деятельности.
4».Между небом и землей»»
Цель: пробуждение интереса к познанию окружающего мира, развитие умений устанавливать причинно- следственные связи.
Дидакт. игры «День – ночь», «Найди лишнее словечко» ,»Солнечная система» и др.
Беседы на тему: «Космос и космические явления» «Солнце и его семья», «Луна или месяц»
Ситуативный разговор и речевые ситуации по теме
Сочинение сказочных историй.
Отгадывание загадок по теме
Наблюдения за сменой дня и ночи.
Экспериментирование «Демонстрация смены дня и ночи
Рассматривание открыток, иллюстраций; книг, альбомов, фотоальбомов; схем; картин.
Просмотр презентаций на тему»Космос. Звезды. Вселенная.»
Моделирование из различных круп изображения солнца и вращающихся вокруг него планет.
Задания подбор открыток и картинок по теме «Космос»
Подвижные игры «Совушка –СОВА»
Чтение В. Танасийчука «Удивительная прогулка» Левитана «Сказочные приключения маленького астронома» и др.
Разучивание стихотворений о солнце,о звездах и тд.
Исполнение песен о солнце
Художественное творчество. Рисование звездного неба.
«В солнечном царстве, космическом государстве» Иллюстративно-выставочный материал; художественно-литературные произведения; ТСО: фонд видео слайдов; фильмов или аудио записи; стилизованные карты, схемы, проекты
5.«Звездные сказки»
Цель:развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства со сказкой. Расширять словарный запас ;развивать воображение, фантазию.
Итоговое мероприятие:
Костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»
Сюжетные игры: «Космическое путешествие» «Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне» и др.
Дидактические игры:
«Подбери словечко», «Найди лишнее слово», «Солнечная система», игры на распознание созвездий в соответствии со знаком зодиака и другие.
Беседы о созвездиях, галактиках. о том, что находится в глубинах космоса и другие.
Отгадывание загадок о созвездиях о планетах.
Составление рассказов-фантазий
Наблюдения за звездами, небом созвездиями.
Рассматривание
иллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток по теме. ;
Просмотр видео материалов и слайдов о созвездиях и галактиках.
Совместные действия со взрослыми по наблюдению созвездий
Задания: Совместное с родителями изготовление костюмов к празднику"В гостях у Зодиака"
Подвижные игры по желанию детей и «Звездочка лети», «Летающие кометы». Маленькие планеты»
Чтение геосказок «Зачем Меркурию лен, «Как появилась Луна», «День и ночь» и др.
Художественное творчество;Рисование, аппликация, лепка на космическую тему. Рисование лепка аппликация на тему. Рассматриваниеиллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток с изображением созвездий. Фотографии, иллюстрации, картинки, альбомы домов, деревьев, транспорта, деятельности людей; конструктор, модели для обыгрывания построек; пополнение демонстрационного и раздаточного материала по теме;
Материал и оборудование для экспериментирования;
Схемы, карты; художественная литература, атрибуты к сюжетноролевым играм, дидактические игры; макеты
крупа, бумага, фольга, песок, вода, пластик. фонарик
Формы проведения занятий
.Тематические беседы; Тематические наблюдения;
. Показ видеоматериалов, иллюстраций;
.Экскурсии;
.Дидактические, сюжетно – ролевые игры;
.Драматизация;
.Тематические праздники, развлечения;
.Изодеятельность;
.Конкурсы семейного творчества;
.Конкурсы и выставки детского творчества.
Содержание программы «Мир вокруг вас»
1. Этот загадочный космос (27 часов). Тема знакомит детей со звездным небом, Солнцем и планетами солнечной системы, со спутником земли и причинами солнечного и лунного затмения. В конце каждого задания предлагается закрепить появившиеся у детей представления памяти или воображения изображением изученного материала гуашью, пастелью фломастером на бумаге. Итог: творческая тематическая выставка.
2. Земля – планета,на которой мы живем (20 часов).В данном разделе программы рассматривается форма Земли, ее вращение вокруг своей оси, физические характеристики планеты Земля, ее изображение на глобусе и карте. В качестве закрепления материала дети могут получить домашнее задание изготовить вместе с родителями макет Земли.
3. Земля и ее обитатели(21 час) В рамках изучения темы дети знакомятся с разными материками, океанами, растительным и животным миром, который зависит от климатических условий. В качестве закрепления материала детям предлагается участие в тематическом утреннике, тематической выставке лепных работ животных разных стран и материков, в сборе гербария растений, произрастающих в нашей области.
4. «Между небом и землей(18 часов). В данном разделе программы рассматривается Солнце и его физические характеристики, его сравнение с другими объектами, наблюдаемые на небесной сфере и знакомство с солнечной системой. Длязакрепление пройденного материала детям предлагается разгадать тематические загадки, смоделировать из различных круп изображение солнца и вращающихся вокруг него планет (это может быть и совместная работа с родителями)
5. Звездные сказки (22 часа). Тема позволяет детям в интересной для них форме усвоить такие понятия как»созвездия», «Зодиак», узнать, что находится в глубинах космоса, и о том,что Галактика- это звездная семья. Практическим заданием могут служить простейшие наблюдения созвездий, дидактические игры на распознание созвездий в соответствии со знаком Зодиака, ролевая игра «Космический полет» ,костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»
Ожидаемые результаты.
-у детей сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии и географии,они овладели элементарными представлениями о науках «Астрономия и «География», в результате этого происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей;
-дети владеют основами элементарной культуры общения (обладают навыками практического экспериментирования,предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);
- происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь, активизируется и обогащается словарный запас;
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности и др;
- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- владеют разными формами и видами игры, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;
-интересуются причинно- следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения тем или иным явлениям природы;
- способны к принятию тех или иных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
-при выполнении детьми продуктивной деятельности между детьми возникает доброжелательность, взаимопомощь и благоприятный эмоциональный климат.
Критерии оценки качества знаний:
-овладение детьми способами познавтельной деятельности:
а)сенсорным;
б) интеллектуальным анализом,сравнением, умением устанавливатьсвязи,обобщать, систематизировать и пользоваться речевыми умениями.
- владения средствами познавательной деятельности: умение детей использовать в своей деятельности объекты действительности, иллюстрации, модели;
Формы оценки качества знаний:
- выставки детских работ;
- итоговые занятия;
- концерты;
- праздники;
Мониторинг определения знаний детей по теме «Мир вокруг нас» проводился в начале учебного года и в конце. Вопросы детям задаются индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы
Критерии мониторинга определения уровня освоения детьми программы «Мир вокруг нас»
-Как называется планета, на которой мы живем.
-Как называется ближайшая к нам звезда.
-Назови планеты солнечной системы.
-Как называется спутник Земли.
-Какие созвездия ты знаешь.
-Каких космонавтов ты знаешь.
-Зачем люди осваивают космос.
-Что ты знаешь о нашей планете.
-Что такое глобус.
-Какие материки ты знаешь. Сколько их.
-Назови свойства воды.
-Какие океаны ты знаешь.
-Назови имена первооткрывателей.
Высокий уровень. На все поставленные вопросы отвечает полностью, развернуто, без помощи педагога
Средний уровень. Имеет определённые знания по теме, но ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Материальное обеспечение программы: модель солнечной системы, глобус, фонарик, мяч, физическая карта мира, термос, зеркало, атлас животного мира, ТСО, костюм звездочета, настольная лампа, приборы для экспериментов (стаканы, ложечки,сосуды и т д. ,гуашь, пластилин, веревки, ведерки и т. д.
Методическое обеспечение программы: разрезные картинки на космическую тему, изображение различных видов галактик,иллюстративный материал по теме, альбом «Наши космонавты, картины,изображающие различные народы, рисунок- схема «Круговорот воды в природе», картинки с изображением различных времен суток.
Литература
Баукова Н. Н. Мир вокруг: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 -7лет) Ростов – на Дону Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.
Левин, Б. Астрономия в картинках- М. ; Детская литература, 1967.
Левитан, Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Петрозаводск: Кругозор, 1995.
Скоролупова, О. А. ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА – М. : Издательство»Скрипторий 2000»,2003