Приложение МААМ

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»

Марина Афонькина
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас"

Пояснительная записка.

Развитие естественно – научных представлений дошкольников- это построение в сознании ребенка целостной картины мира, понимание им Вселенной как системы высшего порядка. Это принятие ребенком идеи, что Земля – наш общий дом, каждый человек на Земле зависит от других людей, в то же время от каждого отдельного человека зависит состояние человечества, планеты в целом.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

По прогнозам ученых, третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель программы:

. Формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля

.Развитие познавательного интереса, мыслительных действий, творческого воображения.

Задачи программы:

.Формирование у детей дошкольного возраста научной картины мира;

.Формирование познавательной сферы личности ребенка;

.Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;

. Развитие сознания и расширение кругозора;

. Воспроизведение внешнего вида и свойства объекта по памяти;

. Угадывание предмета по словесному описанию свойств и признаков (загадки);

.Нахождение в двух и более объектах общих и различных признаков;

.Владение простейшими формами метода моделирования.

Условия реализации образовательной программы.

Программа «Мир вокруг вас» предназначена для образования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Программа рассчитана на2015- 2017 год. Работу с детьми рекомендуется проводить в свободное от занятий время в форме игры один раз в неделю по 30 мин.

Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по развитию естественно -научных представлений

Тема, цель,

итоговое мероприятие по тем Формы организации совместнойвзросло – детской (партнерской) деятельности Предполагаемая самостоятельнаядеятельность детей Материал и оборудование

1. Этот загадочный космос.

Цель:развивать познавательный интерес в процессе в процессе знакомства детей с космосом, Вселенной. Развивать творческое воображение, фантазию.

Итоговое мероприятие:Развлечение «Веселые космонавты»

Сюжетные игры: «Космос» ,»Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне»

Дидактические игры: «Расположи планеты правильно» ,»Какие предметы космонавт возьмет в полет» «Путешествие в космос»

Беседы на тему «Земля- планета на которой мы живем», «Наши космонавты», беседы о солнце о планетах.»Космос. Вселенная», «Земля- космическое чдо»

Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.

Отгадывание загадок о звездах, ночном небе, солнце,спутниках,кометах.

Наблюдения за звездным небом, луной

Экспериментирование. Демонстрация движения Луны вокруг Земли. Демонстрация силы притяжения луны к земле. Демонстрация падения метеоритов и образование кратеров

Конструирование из настольного строителя

«Космическая ракета» «Летающая тарелка» «Робот инопланетянин»

Совместная деятельность взрослых и детей. Изготовление поделок из бросового материала на космическую тему.

Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Луна- спутник Земли» ,»Сделай так и не делай так» и другие.

Чтение и рассказывание стихотворений о Космосе, о. планетах, о созвездиях. Чтение сказок «Зачем Меркурию лен», «Как появилась Луна», «День и ночь»»Луна или месяц «и другие.

Песни по темРазвлечение «Веселые космонавты»

Художественное творчество. Коллективная работа «Созвездия вселенной», «Звездная фантазия» (рисование, аппликация), «Планеты солнечной системы» «Этот загадочный мир» Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Космос» «Наши друзья инопланетяне» и др

Рассматривание иллю. страций, картинок,книг.

.Конструирование из строителя «Робот –инопланетянен» «Космический корабль»и др.

Рисование и аппликация на космическую тематику.

Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм на тему «Космос».

Модели «Планеты солнечной системы»

картинки с изображением планет,созвездий. Художественная и научно –познавательная литература. Альбомы о космосе и космонавтах.

Настольный строитель.

Изобразительные, природные материалы для создания творческих работ.

ТСО (магнитофон компьютер и другое).

Картины, атласы, глобус,географические карты

2»ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

Цель: сформировать у детей представления о том, что планета Земля- это огромный шар,большая часть которого покрыта водой, кроме того есть материки,где живут люди (суша)

Итоговое мероприятие:Праздник «В гостях у Нептуна»

Сюжетные игры: ««Путешествие вокруг земли» ,»Морские приключения», «В гости к Нептуну»

Дидактические игры: «Ходят капельки по кругу» ,»Вода – не вода», «Какая вода» и др.

Беседы о Земле, о ее происхождении,о названии и происхождении материков,о расположении их на карте. Беседы «Океан», «Живые организиы Мирового океана»

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Загадывание и отгадывание загадок о воде, земле, о морских обитателях.

Составление описательных рассказов о морских обитателях.

Наблюдения за дождем,за тучами, за мокрой землей.

Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Дай совет», и другие.

Эксперименты «Есть ли форма у воды?» «Вода жидкая», «У воды нет формы», «Вода прозрачная», «Пар-это тоже вода».

Моделирование кораблей и пароходов,модель Земли.

Совместные действия во время экспериментов, Совместное с родителями изготовление макета Земли в качестве закрепления материала.

Подвижные игры «Собери волшебный цветок», «Море волнуется раз», «Морские коньки и медузки»

Соревнования

Чтение рассказов, сказок, стихов о воде и ее обитателях

Рассматривание фотоиллюстраций с картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана, «Рыбы морские и пресноводные»

Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели»,

«Богатства дна морского»

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о море,воде, земле.

Лепка «Рыбка» «Осьмиожки» и другое.

Аппликация «Аквариум» «Пароход» Конструирование из бумаги «Лодочка»

Рисование «Осьминожки» (техника «ладонь», «Рыбка» «Пароход»

Изготовление поделок из природного материала Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Морские приключения», «В гости к Нептуну»

Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое

Рассматривание фотоиллюстраций к картинам Айвазовского «Девятый вал», Черное море». Рассматривание картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»

Наблюдения за осадками, тучами.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Лепка и рисование в изоцентре.

Изготовление поделок из природного материала

Подпевание песен.

Ролевые атрибуты к играм: «Путешествие вокруг Земли» «В гости к Нептуну».

Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).

Лейки, материалы для ухода за растениями.

Видеотека, библиотека.

Изобразительные и природные материалы.

«Земля и ее обитатели»

Цель : развивать любознательность через обогащение представлений об Африке и. ее обитателях,о географии и великих открытиях.

Итоговое мероприятие: «Путешествие в Африку»

Сюжетные игры: «Путешествие в Африку», «Путешественники»

Дидактические игры: «Знатоки глобуса», «Найди обитателей материка» ,

Беседы «Африка- самый жаркий континент», «Животный мир Африки», беседа о путешественниках Колумбе Амундсене, Скотте

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Составление и отгадывание загадок о животных разных континентов.

Составление описательных рассказов о животных.

Просмотр слайдов и документальных фильмов о Африке и ее животном и растительном мире.

Наблюдения за солнцем.

Эксперименты «Как солнце высушивает предмет» «Почему вода стала теплая» и другие.

Моделирование «Кто в пустыне живет?», «Что в пустыне растет» «Антарктида» и другие.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов о животном и растительном мире материков

Совместное с родителями изготовление поделок на тему : «Животные Африки»

Подвижные игры «Капитаны», «Составь число»

Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе и животном мире Африки.

Слушание и обсуждение аудио диалогов о животных (В. Зотов «Лесная мозаика»).

Развлечение «Путешествие в Африку»

Художественное творчество: тематическая выставка лепных работ животных разных стран и материков.

Сбор гербария растений, произрастающих на территории г. Новошахтинска. Разыгрывание знакомых сюжетов: «Путешественники» идр.

Несложные дидактические игры.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов, открыток, календарей, коллекций, фотоальбомов, книг и другое.

Элементарное экспериментирование с предложенными материалами в уголке экспериментальной деятельности по теме.

Моделированиепо теме.

Рассматривание книг.

Лепка, аппликация, рисование по теме Атрибуты ксюжетным играм: «Путешествие в Африку»

«Путешественники» и другие.

Дидактические игры

Наглядно – иллюстративный материал: картины, картинки, иллюстрации, плакаты, открытки, календари, коллекции, фотоальбомы, книги и другое.

Материалы для экспериментирования, конструирования, моделирования, изобразительной и совместной деятельности.

4».Между небом и землей»»

Цель: пробуждение интереса к познанию окружающего мира, развитие умений устанавливать причинно- следственные связи.

Дидакт. игры «День – ночь», «Найди лишнее словечко» ,»Солнечная система» и др.

Беседы на тему: «Космос и космические явления» «Солнце и его семья», «Луна или месяц»

Ситуативный разговор и речевые ситуации по теме

Сочинение сказочных историй.

Отгадывание загадок по теме

Наблюдения за сменой дня и ночи.

Экспериментирование «Демонстрация смены дня и ночи

Рассматривание открыток, иллюстраций; книг, альбомов, фотоальбомов; схем; картин.

Просмотр презентаций на тему»Космос. Звезды. Вселенная.»

Моделирование из различных круп изображения солнца и вращающихся вокруг него планет.

Задания подбор открыток и картинок по теме «Космос»

Подвижные игры «Совушка –СОВА»

Чтение В. Танасийчука «Удивительная прогулка» Левитана «Сказочные приключения маленького астронома» и др.

Разучивание стихотворений о солнце,о звездах и тд.

Исполнение песен о солнце

Художественное творчество. Рисование звездного неба.

«В солнечном царстве, космическом государстве» Иллюстративно-выставочный материал; художественно-литературные произведения; ТСО: фонд видео слайдов; фильмов или аудио записи; стилизованные карты, схемы, проекты

5.«Звездные сказки»

Цель:развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства со сказкой. Расширять словарный запас ;развивать воображение, фантазию.

Итоговое мероприятие:

Костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»

Сюжетные игры: «Космическое путешествие» «Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне» и др.

Дидактические игры:

«Подбери словечко», «Найди лишнее слово», «Солнечная система», игры на распознание созвездий в соответствии со знаком зодиака и другие.

Беседы о созвездиях, галактиках. о том, что находится в глубинах космоса и другие.

Отгадывание загадок о созвездиях о планетах.

Составление рассказов-фантазий

Наблюдения за звездами, небом созвездиями.

Рассматривание

иллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток по теме. ;

Просмотр видео материалов и слайдов о созвездиях и галактиках.

Совместные действия со взрослыми по наблюдению созвездий

Задания: Совместное с родителями изготовление костюмов к празднику"В гостях у Зодиака"

Подвижные игры по желанию детей и «Звездочка лети», «Летающие кометы». Маленькие планеты»

Чтение геосказок «Зачем Меркурию лен, «Как появилась Луна», «День и ночь» и др.

Художественное творчество;Рисование, аппликация, лепка на космическую тему. Рисование лепка аппликация на тему. Рассматриваниеиллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток с изображением созвездий. Фотографии, иллюстрации, картинки, альбомы домов, деревьев, транспорта, деятельности людей; конструктор, модели для обыгрывания построек; пополнение демонстрационного и раздаточного материала по теме;

Материал и оборудование для экспериментирования;

Схемы, карты; художественная литература, атрибуты к сюжетноролевым играм, дидактические игры; макеты

крупа, бумага, фольга, песок, вода, пластик. фонарик

Формы проведения занятий

.Тематические беседы; Тематические наблюдения;

. Показ видеоматериалов, иллюстраций;

.Экскурсии;

.Дидактические, сюжетно – ролевые игры;

.Драматизация;

.Тематические праздники, развлечения;

.Изодеятельность;

.Конкурсы семейного творчества;

.Конкурсы и выставки детского творчества.

Содержание программы «Мир вокруг вас»

1. Этот загадочный космос (27 часов). Тема знакомит детей со звездным небом, Солнцем и планетами солнечной системы, со спутником земли и причинами солнечного и лунного затмения. В конце каждого задания предлагается закрепить появившиеся у детей представления памяти или воображения изображением изученного материала гуашью, пастелью фломастером на бумаге. Итог: творческая тематическая выставка.

2. Земля – планета,на которой мы живем (20 часов).В данном разделе программы рассматривается форма Земли, ее вращение вокруг своей оси, физические характеристики планеты Земля, ее изображение на глобусе и карте. В качестве закрепления материала дети могут получить домашнее задание изготовить вместе с родителями макет Земли.

3. Земля и ее обитатели(21 час) В рамках изучения темы дети знакомятся с разными материками, океанами, растительным и животным миром, который зависит от климатических условий. В качестве закрепления материала детям предлагается участие в тематическом утреннике, тематической выставке лепных работ животных разных стран и материков, в сборе гербария растений, произрастающих в нашей области.

4. «Между небом и землей(18 часов). В данном разделе программы рассматривается Солнце и его физические характеристики, его сравнение с другими объектами, наблюдаемые на небесной сфере и знакомство с солнечной системой. Длязакрепление пройденного материала детям предлагается разгадать тематические загадки, смоделировать из различных круп изображение солнца и вращающихся вокруг него планет (это может быть и совместная работа с родителями)

5. Звездные сказки (22 часа). Тема позволяет детям в интересной для них форме усвоить такие понятия как»созвездия», «Зодиак», узнать, что находится в глубинах космоса, и о том,что Галактика- это звездная семья. Практическим заданием могут служить простейшие наблюдения созвездий, дидактические игры на распознание созвездий в соответствии со знаком Зодиака, ролевая игра «Космический полет» ,костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»

Ожидаемые результаты.

-у детей сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии и географии,они овладели элементарными представлениями о науках «Астрономия и «География», в результате этого происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей;

-дети владеют основами элементарной культуры общения (обладают навыками практического экспериментирования,предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);

- происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь, активизируется и обогащается словарный запас;

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности и др;

- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- владеют разными формами и видами игры, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;

-интересуются причинно- следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения тем или иным явлениям природы;

- способны к принятию тех или иных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

-при выполнении детьми продуктивной деятельности между детьми возникает доброжелательность, взаимопомощь и благоприятный эмоциональный климат.

Критерии оценки качества знаний:

-овладение детьми способами познавтельной деятельности:

а)сенсорным;

б) интеллектуальным анализом,сравнением, умением устанавливатьсвязи,обобщать, систематизировать и пользоваться речевыми умениями.

- владения средствами познавательной деятельности: умение детей использовать в своей деятельности объекты действительности, иллюстрации, модели;

Формы оценки качества знаний:

- выставки детских работ;

- итоговые занятия;

- концерты;

- праздники;

Мониторинг определения знаний детей по теме «Мир вокруг нас» проводился в начале учебного года и в конце. Вопросы детям задаются индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы

Критерии мониторинга определения уровня освоения детьми программы «Мир вокруг нас»

-Как называется планета, на которой мы живем.

-Как называется ближайшая к нам звезда.

-Назови планеты солнечной системы.

-Как называется спутник Земли.

-Какие созвездия ты знаешь.

-Каких космонавтов ты знаешь.

-Зачем люди осваивают космос.

-Что ты знаешь о нашей планете.

-Что такое глобус.

-Какие материки ты знаешь. Сколько их.

-Назови свойства воды.

-Какие океаны ты знаешь.

-Назови имена первооткрывателей.

Высокий уровень. На все поставленные вопросы отвечает полностью, развернуто, без помощи педагога

Средний уровень. Имеет определённые знания по теме, но ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Материальное обеспечение программы: модель солнечной системы, глобус, фонарик, мяч, физическая карта мира, термос, зеркало, атлас животного мира, ТСО, костюм звездочета, настольная лампа, приборы для экспериментов (стаканы, ложечки,сосуды и т д. ,гуашь, пластилин, веревки, ведерки и т. д.

Методическое обеспечение программы: разрезные картинки на космическую тему, изображение различных видов галактик,иллюстративный материал по теме, альбом «Наши космонавты, картины,изображающие различные народы, рисунок- схема «Круговорот воды в природе», картинки с изображением различных времен суток.

Литература

Баукова Н. Н. Мир вокруг: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 -7лет) Ростов – на Дону Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.

Левин, Б. Астрономия в картинках- М. ; Детская литература, 1967.

Левитан, Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Петрозаводск: Кругозор, 1995.

Скоролупова, О. А. ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА – М. : Издательство»Скрипторий 2000»,2003

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Мастерская Гномика» Пояснительная записка программы Данная программа относится к художественно-эстетической направленности. «Истоки творческих способностей.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» Содержание дополнительной образовательной программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Материальное.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» часть 2 К концу года дети должны знать и уметь: Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам.

Дополнительная образовательная программа по экологии Пояснительная записка. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются.

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная образовательная программа по работе с тканью «Волшебная мастерская» Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская» Для детей 5-6 лет (срок реализации -1 год) Составила : Силина.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 21 января 2016 в 23:01
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Афонькина (УИ 316919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД