Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Говорушки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию „Говорушки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Направленность дополнительной образовательной программы
1. Обогащение словаря ребё нка:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
- развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;
– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.
2. Развитие грамматического строя детской речи:
– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);
– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;
– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;
– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.
– развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие;
– развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения.
3. Развитие эмоциональной выразительности речи:
– развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;
– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.
4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша:
– развивать артикуляционный аппарат;
– развивать способность к различению звуков языка;
– формировать правильное произношение звуков.
Новизна программы
В программе по речевому развитию введены новые методики преподавания - каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое.
Новые педагогические технологии в проведении занятий позволяют открыть новые чувства и ощущения детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко
подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
Актуальность программы
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами
игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте
важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель:
комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
Обучающие.
- обогащать активный и пассивный словарь;
- активизировать речь детей.
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- формировать умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи
Развивающие.
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
Воспитательные.
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы «Говорушки» от уже существующих является комплексное взаимодействие модулей программы, где присутствует единый игровой сюжет.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции. Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Этапы реализации программы дополнительного образования :
1 этап – подготовительный
- предварительная работа по изучению теории вопроса (беседы, рассматривание, заучивание, составление рассказа)
- определение типа, вида и тематики.
- выбор цели, задач работы с детьми (речевые, развивающие, воспитательные)
- подготовка пособий и наглядного материала с учётом темы.
2 этап – основной
Речевая работа с использованием схем, картин, игр в центре речевого развития
3 этап - завершающий
- анализ эффективности работы по речевому развитию детей за период реализации программы
- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов работы.
Ожидаемые результаты итогов реализации программы и способы их проверки.
Во время занятий решаются речевые задачи :
- развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи,
- автоматизация поставленных звуков в речи детей
– формируются представления о скороговорках, чистоговорках, прибаутках, приговорках, песенках, потешках
– развивается диалогическая и монологическая речь, в содержании и форме
которых проявляются самостоятельность и творчество дошкольника;
Развит артикуляционный аппарат.
У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- входной контроль, беседа, опрос
- текущий контроль осуществляется после изучения тематического модуля программы /итоговая беседа/
- диагностика педагогического процесса
- открытые занятия по итогам года
- выступление на педагогическом совете – подведение итогов работы
- организация видеопрезентаций и фотовыставок хода педагогического процесса (в течение учебного года).
Перспективный план дополнительной образовательной программы по речевому развитию «Говорушки»
I – модуль - Диагностика.
Знакомство с многообразием слов, моделированием. Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Формировать интерес к речевой деятельности.
II – модуль - Осень в природе
3 Заучивание стихотворения Е. Благииной «Листья золотые»
Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе
4 Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
5 «У Лариски - две редиски». Пальчиковая игра
Работа над темпом и ритмом речи.
6 Вечер загадок.
Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить.
7 Составление рассказа
Упражнять детей в составлении описательного рассказа о растительном мире.
8 Дидактическая игра «Огород» Импровизация (собираем овощи в корзины).
Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.
9 «Зайчик в гостях у детей»
Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения.
10 «Мои любимые животные». Пальчиковая игра «У оленя»
Работа над темпом и ритмом речи.
11 «Дары осени»
Закреплять знания о названиях овощей, познакомить со словом «рецепт»
12 Заучивание стихотворения Н. Кончаловской «Овощи»
Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.
13 Закрепление обобщающих понятий
Развитие речи детей при подготовке к игре - драматизации «День рождения в «Теремке».
14 Заучивание чистоговорки.
Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
15 «Человек»
Закрепить и расширить знания о строении человеческого тела, чем люди внешне отличаются друг от друга, выражается на лице человека радость, грусть, удивление, о соблюдении необходимых правил гигиены тела, упражнять в подборе антонимов, в образовании существительных множественного числа; в составлении предложений с предлогами ОТ, К, ЗА; обогащать словарь по теме.
16 «Игрушки»
учить детей составлять описательные рассказы на тему: «Моя любимая игрушка»; отрабатывать навык употребления в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов, развивать фонематический слух.
III – модуль - Зимняя сказка
17 «Невероятные истории»
Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.
18 «Снежок» Пальчиковая игра «Снежок»
Работа над темпом и ритмом речи.
19 Звук "Ш" (песенка "ветра", заучивание потешки. Игра "Подскажи словечко" Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности
20 «Зимующие птицы»
Учить детей правильно определять и называть зимующих птиц, узнавать их на разных картинках, составлять описание внешнего вида, упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, в образовании притяжательных прилагательных, в классификации понятий.
21 Составление рассказа о зиме.
Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
22 «Весёлый Снеговик». Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
Работа над темпом и ритмом речи.
23 Составление рассказов из опыта «Новый год».
Закрепить знания о зиме, декабре- последнем месяце зимы, в котором отмечаем новогодний праздник; уточнить и расширить с представления детей о празднике, упражнять в чистом и выразительном чтении стихотворений и песен, создать детям праздничное настроение, учить составлять рассказ по вопросам педагога; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании существительных родительного падежа во множественном числе; обогащать словарь по теме.
24. Дидактическая игра «Проведи дорожку»
Учить детей составлять предложения, связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.
25 Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.
26 «В гостях у Мухи – Цокотухи»
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.
27 Описание предметов и игрушек
Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать ч ткое и правильное произношение звука «л» (ль)
28 Пересказ и драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц
29 «Уроки Мойдодыра»
Совершенствовать диалогическую речь.
30 Звуки «Л-ЛЬ», заучивание стихотворения Е. Александровой
Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему.
31 «Моя малая Родина»
Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о сво м городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.
32 Рассказывание по картине
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы им н существительных в родительном падеже
33 «Вежливые слова». Драматизация сказки «Добрый мышонок»,.
Продолжать развивать диалогическую речь.
34 «Литературный калейдоскоп»
Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
35 Пересказ сказки Андерсен Г. Х. «Гадкий ут нок»
Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план
36 «День защитников Отечества»
Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
37 «Дикие животные» (наших лесов)
Уточнить знания детей о диких животных : внешнем виде, о повадках, пище, жилище; упражнять в узнавании и назывании диких животных; учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать слова антонимы, согласовывать числительные с существительными, активизировать словарь по теме, понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.
38 «Дикие животные» /жарких стран/
Уточнять знания детей о диких животных : внешнем виде, о повадках, пище, жилище; упражнять в узнавании и назывании диких животных, учить составлять описательные рассказы, развивать фонематический слух.
39 «Домашние животные» Игра " Закончи предложение"
Закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными; работать с детьми над слоговой структурой слов, учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
40 «Домашние птицы»
Расширять знания детей о домашних птицах и их детёнышах, учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух
IV – модуль - Весна - красна
41 Составление описательного рассказа «Моя мама»
Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.
42 «Дружба» Пальчиковая игра «Дружба»
Работа над темпом и ритмом речи.
43 Заучивание чистоговорки.
Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
44 Звук "Ц", заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи.
45 Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"
Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.
46 Драматизация сказки «Колобок»
Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
47 Звуки "Ш-Ж", повторение стихотворений. Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности.
48 Звук "Ж" /песенка жука/, заучивание стихотворения И. Солдатенко Игра " загадки и отгадки"
Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности.
49 «Транспорт»
Закреплять знания детей о наземном, водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте; упражнять в сравнении (самолет и теплоход, лодка и вертолет, в образовании прилагательных от существительных, приставочных глаголов, обогащать словарь по теме.
50 «Перелётные птицы»
Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц; закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки, значении птиц в жизни людей; учить составлять описательные рассказы по теме с использованием мнемотаблиц.
51 Заучивание стихотворения Н. Саконской
Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.
52 Составление рассказа «Хорошо весной»
Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится весной
53 «День Победы»
Обобщать материал по данной теме, упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по сюжетной картинке, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, уточнять временные и пространственные представления, упражнять в выразительном чтении стихотворений, активизировать предметный словарь.
54 «Насекомые»
Закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названиях отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки, пользе (вреде) насекомых для людей и растений, упражнять в сравнении насекомых, учить составлять описательный рассказ по плану, с помощью вопросов педагога.
55 «Цветы»
Учить составлять сложные предложения с союзом «потому что», подбирать к словам местоимений мужского и женского рода, составлять описательные рассказы по теме с использованием мнемотаблицы.
56 Заучивание стихотворения А. Кочергиной
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
57 Звуки "М - МЬ"
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки,
58 Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка».
Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.
59 Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.
60 Звуки "г-к", заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. «У весны работы много»
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки"Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь.
V - модуль
61 Диагностика
62 Итоговое занятие
Работа с родителями воспитанников
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс работы по развитию речи с семьей включает:
• Консультации индивидуальные и групповые. Онлайн – консультации.
• Мастер-класс для родителей
• Беседы с родителями
• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
• Семинар – практикум.
• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.
• Просмотр занятия
• Изготовление игр, пособий.
Перспективный план работы с родителями в средней группе по развитию речи.
1 Анкетирование родителей «Проблемы речевого развития детей»
2 Консультация для родителей «Малыш плохо говорит. Тактика воспитателей и родителей»
3 Родительское собрание «Развитие образности и выразительности речи
посредством ознакомления с художественной литературой»
4 День открытых дверей. Занятие по ознакомлению с художественной
литературой «Путешествие по сказкам»
5 Выставка «Книги – помощники в воспитании культуры поведения»
6 Консультация для родителей «Уровень развития речи 4 – 5 лет»
7 Памятка для родителей «Как развивать речь во время совместной
прогулки»
8 Уголок для родителей «Стихотворные упражнения для развития у детей
причинного мышления.
9 Обмен опытом «Как я развиваю речь своего ребенка»
10 Конкурс на лучшую придуманную сказку родителями и детьми «Моя
сказка»
11 Семейный клуб «Учимся красиво говорить»
12 Индивидуальные беседы: «Артикуляционная гимнастика дома».
13 «Праздник красивой речи»
14 Опрос родителей «Что читают ребенку дома»
15 Информационный блок: «Почему взрослым необходимо следить за своей
речью»
16 Памятка «Главное направление в развитие речи ребенка»
17 Консультации для родителей
- «Игра, как эффективное средство развитие речи детей»,
- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей среднего возраста»
18 Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ»
19 Родительское собрание «Подводим важные итоги»
Методическое обеспечение программы
- Материально-техническое обеспечение программы
- Дидактический материал
Используемые технологии
• Технология ТРИЗ
• Мнемотехника
• Сказкатерапия
• Проектирование
•Здоровьесберегающая технология (артикуляционная и пальчиковая гимнастика)
Список литературы