Юлия Авдошкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебные ручки»
(по художественной направленности с сочетанием техник нетрадиционного изобразительного искусства)
срок реализации: 1 год
возраст воспитанников: 5 – 6 лет
Составитель:
воспитатель первой квалификационной
категории Авдошкина Ю. Е.
Содержание.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…3
1.1 Актуальность….3
1.2 Педагогическая целесообразность…4
1.3 Цели и задачи программы…4
1.4 Принципы, методы и приемы…. …5
1.5 Условия реализации программы…. 5
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Волшебные ручки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
1.6 Формы и система занятий….5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…6
2.1 Перспективное планирование на 2019 – 2020 учебный год…. ….6
2.2 Ожидаемые результаты…. 11
2.3 Формы подведения итогов реализации программы…. ….11
2.4 Материально – техническое обеспечение программы…. 11
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….11
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развивается мелкая моторика. При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор специальных методов.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь.
Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Научит понимать и выполнять инструкции.
Задачи:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, фантазию.
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.
Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Программа предусматривает работу по блокам:
Пальчиковая гимнастика.
Творческие упражнения.
1.4 ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Принципы, лежащие в основе программы:
- Системность работ.
- Принцип интеграции:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).
Методы:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кружок проводится 2 раза в неделю, 25 минут длительность одного занятия, общее количество занятий – 73.
Дни проведения – вторник, пятница.
Кол –во детей: 12 человек
1.6 ФОРМЫ И СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Формы работы:
1. Учебная деятельность – даю знания, умения, навыки.
2. Совместная деятельность – закрепляю знания, умения, навыки.
3. Самостоятельная деятельность – полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время.
Система работы:
1. За столом
2. Подгрупповая
3. Индивидуальная
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1Перспективное планирование на 2020 – 2021 учебный год
№ Наименование темы Кол-во занятий Цель
Сентябрь
1. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения во время занятий.
1 Учить детей осторожному обращению с инструментами и материалами
2. «До свиданья, лето!» Обрывная аппликация
2 Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. «Овощи и фрукты – полезные продукты». Пластилинография 2 Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
4. «Любимая игрушка» Аппликация из салфеток 2 Развивать мелкую моторику рук, ловкость пальцев.
Октябрь
5. «Осенний лес». Обрывная аппликация
2 Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
6. «Огонь рябины красной…». Аппликация из салфеток
2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
7. «Флаг России» Пластилинография 2 Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
8. «Что нужно повару?» Обрывная аппликация
2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
Ноябрь
9. «Дары осени». Аппликация из салфеток
2 Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
10. «Клоунский колпак». Обрывная аппликация
2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
11. «Листопад». Пластилинография
2 Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
12. «Цветы для мамы». Аппликация из салфеток
2 Формировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости.
13. «Волшебный утюг» Пластилинография 2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
Декабрь
14. «Зимний лес». Обрывная аппликация
2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
15. «Волшебные фонарики».Пластилинография
2 Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
16. «Новогодняя ёлка». Аппликация из салфеток
2
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
17. «Заюшкина избушка» Обрывная аппликация 2 Развивать творческое воображение, пластичность пальцев и кистей рук.
Январь
18. «Рождественский венок». Обрывная аппликация, аппликация из салфеток
2 Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.
19. «Игрушка на ёлку». Аппликация из салфеток.
2 Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
20. «Лев». Пластилинография.
2 Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Февраль
21. «Черепашка Наташка». Аппликация из салфеток.
2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
22. «Птичка – невеличка». Обрывная аппликация
2 Развивать творческую активность, фантазию.
23. «Рыба – клоун». Пластилинография.
2 Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
24. «Солдат на посту». Обрывная аппликация 2 Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Март
25. «8 марта». Аппликация из салфеток.
2 Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
26. «Масленица». Обрывная аппликация
2 Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
27. «Подснежники». Пластилинография.
2 Формировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости.
28. «Герань на окне». Аппликация из салфеток 2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
29. «Моя любимая машина». Обрывная аппликация 2 Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Апрель
30. «Наш друг Светофор». Пластилинография.
2 Формировать интерес у детей к изотворчеству.
31. «Белая береза». Аппликация из салфеток 2 Развивать творческую активность, фантазию.
32. «Букет сирени». Обрывная аппликация
2 Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
33. «Ветка вербы». Аппликация из салфеток.
2 Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Май
34. «Салют Победы». Пластилинография.
2 Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук; формировать интерес у детей к изотворчеству.
35. «Цветы». Обрывная аппликация
2 Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
36. «Вкусные ягоды». Пластилинография
2
Формировать интерес у детей к изотворчеству.
37. «Грибная полянка». Аппликация из салфеток 2 Формировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
2.2 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети:
Приобретают знания о декоративно-прикладном творчестве.
Будут знать теоретические основы работы с бумагой, пластилином, клеем.
Должны уметь:
Правильно и грамотно изготовлять несложные поделки из бумаги, пластилина, салфеток.
Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности.
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
2.3 ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
организация еженедельных выставок в группе;
тематические выставки в детском саду;
участие в конкурсах (районных, интернет - конкурсы)
творческий отчет воспитателя на педагогическом совете в конце года.
2.4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации)
Цветная бумага, картон, салфетки, клей, карандаши, кисточки, пластилин, стека.
3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография — 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006
2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий. — М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013.- 48 с. : цв. вкл.
3. Красавцева, А. Н. Аппликация для малышей / А. Н. Красавцева. - М. : Издательский Дом МСП, 2011. - 104 c.
4. Морозова О. А. «Волшебный пластилин». – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. http://steshka.ru/shablon-obryvnaya-applikaciya-iz-bumagi
6. https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post392801078/