Федулова Светлана Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи рабочей программы
1.3. Принципы организации кружковой работы
1.4. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации кружковой работы
2.2. Календарно-тематический план
3. Список литературы
Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Эколята“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование природоохранного сознания необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, когда ребенок только в самом начале пути по познанию окружающего мира, открытию удивительного мира природы.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Но проблема в том, что родители не всегда понимают значение экологического воспитания. Они уделяют недостаточно внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т. д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Поэтому задача экологического воспитания ложится на детский сад и другие образовательные учреждения. Образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
5. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Цель и задачи рабочей программы
Цель:
формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
• Повысить экологическую культуру дошкольников через проектную деятельность;
• научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинноследственные связи между объектами природы;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе наблюдения за природными объектами.
• Формировать интерес к природе
• Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Воспитательные:
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея-тельности.
• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
1.3. Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы :
• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
• Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
1.4. Ожидаемые результаты:
К концу года у детей
• Сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
• Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными.
• Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Имеют желание заботиться о живых объектах природы.
• Стремятся следовать правилам поведения на природе.
Содержательный раздел
2.1. Форма организации кружковой деятельности Программа «Эколята» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего дошкольного возраста. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН - 25-30 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Направления работы
• Экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
1. Метод наблюдения
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов;
2. Игровой метод
• Опыт
3. Словесные методы
• Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
• Художественное слово
• Загадки
• Напоминание о последовательности работы
• Совет
• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
4. Информационно-коммуникативные технологии:
• Компьютер
• мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Формы реализации программы :
• целевые экскурсии;
• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
• чтение художественной литературы;
• конкурсы и викторины;
• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
2.2. Календарно-тематический план
№
Тема НОД Цель Месяц
1. «Что такое природа? Живая и неживая природа» Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.
Октябрь
2. «Наш дом – природа» Дать детям понять, что природа – это наш общий дом
Октябрь
3. «Безопасность в природе».
Закрепить правила безопасного поведения в природе.
Октябрь
4. «Путешествие в страну осень». Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес
Октябрь
5. «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей о грибах, об овощах и фруктах.
Ноябрь
6. «Вода вокруг нас»
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды
Ноябрь
7. «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого.
Ноябрь
8. «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию общей культуры поведения, бережного отношения к природе.
Ноябрь
9. «Воздух. Свойства воздуха». Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Декабрь
10. «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Декабрь
11. «Зимние явления в неживой природе». Формировать представление о снеге и его свойствах.
Декабрь
12. «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
Декабрь
13. «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц.
Январь
14. «Зимушка – зима». (на прогулке) Уточнить- и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.
Январь
15. «Домашние животные - друзья человека». Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными.
Январь
16. «Комнатные растения» Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление).
Январь
17. «Огород на окошке» Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук. Воспитывать интерес к труду.
Февраль
18. «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.
Февраль
19. «Красная книга природы. Цветы». Познакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.
Февраль
20. «Лекарственные растения». Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
Февраль
21. «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).
Март
22. «Перелётные птицы». Воспитывать бережное отношение к птицам. Знакомить с особенностями их жизни.
Март
23. «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные, драгоценные. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
Март
24. «Весна – красна». (на прогулке) Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.
Апрель
25. «Экологическая тропа весной». (на прогулке) Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.
Апрель
26. «Почва – верхний слой земли». Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.
Апрель
27. «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и глины.
Апрель
28. «Насекомые» Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Май
3. Список литературы
1. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
2. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М. : ТЦ «СФЕРА», 2005.
3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» : - М; Мозаика-Синтез, 2009
4. Иванова А. И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. ,ТЦ Сфера, 2004 г.
5. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
7. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015
9. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
10. Журналы по дошкольному воспитанию
11. Интернет
Приложение 1
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.
Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы осени тебе известны?
2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
4. Как животные готовятся к зиме?
5. Куда улетают птицы осенью?
6. Что происходит с растениями осенью?
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.
1. Какая погода зимой?
2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
4. Почему стало меньше птиц?
5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
6. Какой праздник отмечают зимой?
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы весны тебе известны?
2. Как изменяется погода весной?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями весной?
5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны? 6. Что делают животные с приходом весны?
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки: 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Лето».
Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке. Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.
1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
4. Что делают животные летом?
5. Чем занимаются птицы?
6. Что ты любишь делать летом?
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.
Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
2. Чем дерево отличается от кустарника?
3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
5. Какие животные живут в почве?
6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
7. Относятся ли животные к живым организмам?
8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.
Инструкция к проведению:
Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.