Марина Жвакина
Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида.
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях модернизации дошкольного образования тема проекта приобретает актуальность, поскольку учитывая новые ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», создает максимально благоприятные условия для развития возможностей каждого ребенка и ориентирована на интерес детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе я использую метод проекта.
Обследование детей подготовительной к школе группы выявило следующие результаты:
Публикация «Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида,» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Низкий уровень - 45%
- Средний уровень - 55%
- Высокий уровень - 0%
Дети затрудняются :
- в выделении звука на фоне слова;
- в определении позиции звука в слове;
- в подборе слова на заданный звук;
- в различении понятий «звук», «буква», «гласный», «согласный» ,
из-за чего затрудняются в составлении звукового анализа слов;
В процессе анализа данных диагностики была выявлена проблема:
трудности в формировании предпосылок к освоению грамоте у детей с ЗПР.
Предпосылки возникновения данной проблемы:
- особенности познавательной деятельности детей с ЗПР,
- некомпетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе,
- низкий уровень детской инициативности и потребности в самостоятельном поиске в НОД по подготовке к обучению грамоте.
Проектная деятельность, как одна из эффективных форм образовательной работы, способствует преодолению этих факторов.
Творческий проект «Удивительный мир звуков и слов».
Тип проекта :
по доминирующей в проекте деятельности : творческий практико-ориентированный
по содержанию: ребенок и семья
по числу участников проекта : групповой
по времени проведения: долгосрочный (1год)
по характеру контактов: в рамках ДОУ
по профилю знаний: монопроект – область Коммуникация
по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта :
формирование полноценной звуковой стороны речи и овладение элементами грамоты при взаимодействии детского сада и семьи.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать фонематическое и фонетическое восприятие;
3. Закреплять знания о буквах, навыки составления и чтения слогов, слов.
4. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
5. Формировать устную речь детей, обогащая словарный запас,
развивая грамматический строй и связную речь.
6. Развивать психические процессы у детей (восприятие, память,
мышление).
7. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к
обучению в школе, заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работы с детьми.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
Для чего нужны разные звуки?
Проблемные вопросы:
- Как звуки помогают животным, птицам?
- Что произойдет, если все звуки исчезнут?
- Разве для летучей мыши звук важнее, чем для меня?
- Почему звуки разные?
- Из чего получаются слова?
Учебные вопросы:
- Чем звук отличается от буквы?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Как определить сколько частей (слогов) в слове?
- Назови по порядку звуки в слове…
План проекта.
Подготовительный этап:
- определение цели и задач проектной деятельности,
- разработка карты ЗИУ,
- проведение диагностирования детей на определение актуальности проекта,
- создание презентаций для родителей,
- разработка буклета, анкет для родителей,
- разработка требований для семейных презентаций, книжек-малышек,
- разработка карты продвижения по проекту,
- разработка наглядно-дидактического материала,
- информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами, вводная презентация,
- первоначальное анкетирование родителей.
Основной этап:
- проведение НОД по обучению грамоте,
- промежуточная диагностика детей,
- проведение логопятиминуток,
- совместная деятельность с детьми,
- самостоятельная деятельность детей,
- выставка «Сделай букву сам»,
- заполнение карты продвижения по проекту,
- создание альбомов «Моя любимая буква»,
- логопедический досуг «Путешествие в Звукоград»,
- создание тетради чистоговорок «Говорим красиво»,
- изготовление родителями с детьми книжек-малышек, семейных презентаций «Радуга звуков»,
- семинар-практикум для родителей «Встаньте звуки в ряд»,
- конкурс книжек-малышек «Придумай сказку о звуке»,
- создание «Домашней игротеки».
Заключительный этап:
- заполнение карты ЗИУ – диагностирование детей, обработка результатов диагностики, соотношение целей и результатов проекта,
- подготовка отчета о проделанной работе, создание фотовыставки,
- повторное анкетирование родителей,
- итоговое родительское собрание,
- награждение активных участников проекта.
Мероприятия реализуемого проекта ДЛЯ ДЕТЕЙ :
• ежедневно проводились логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику в стихах и считалках, пальчиковые игры, упражнения на мышечную релаксацию для регуляции эмоционального состояния, на формирование речевого дыхания, на развитие фонематических представлений.
• во время совместной деятельности с детьми проводились дидактические игры и упражнения:
«Найди все предметы на звук…», «Найди ключ к шифру и прочитай слова», «Отыщи на картинке слоги и придумай с ними слова», «Расскажи, как одно слово превратилось в другое» и т. д. ;
заполняли альбомы «Моя любимая буква», тетрадь чистоговорок «Говорим красиво», читали слоги по слоговой таблице и составляли из слогов слова, составляли звуковые схемы слов, схемы предложений, заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы, составлять и отгадывать кроссворды.
• в самостоятельной деятельности дети играли в слоговые кубики, логопедическое лото, рисовали в альбомах «Моя любимая буква», составляли из магнитных букв слова, раскладывали картинки на изучаемый звук в вагончики в соответствии с количеством слогов.
• в НОД были использованы методы и приемы из следующих технологий:
Л. Ф. Нагорной-
1 игра со звуками «Где моя дорожка» (на различение гласных и согласных)
2 игра «Ловля звуков» с использованием ручных знаков (начинали со слов в три звука, где учавствовал один ребенок, потом два ребенка загадывали слово из 4-5 звуков). Данная игра способствует возникновению у детей необыкновенного интереса к овладению звукового анализа слова. С помощью этой игры дети учатся задавать вопросы.
3 выполнение заданий в малых группах (сначала работают в паре, затем в тройках; выбирают себе пару по желанию). Благодаря работе в малых группах совершенствуется диалогическая речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, у них развивается терпение формируется адекватная самооценка. В таком общении дети очень заботливы, помогают друг другу, радуются успехам и удачам своих друзей! Благодаря работе в малых группах создается атмосфера доброжелательности, внимания друг к другу, уступчивости.
Н. Буракова –
игровые упражнения, интересные и доступные пониманию ребенка
«Найди слог в столбике», «Собери из букв слово», «Охотники за словами», «Пишущая машинка», «Найди слог в слове».
Комплексно-игровой метод Е. А. Пожиленко –
1 игровая форма организации заключается использовании карты Азбукограда, где звуки путешествуют, ходят друг к другу в гости, дружат и т. д.
2 комплексный метод предусматривает решение более полного комплекса задач с минимальными затратами. Так, в оргмомент включаются релаксационные, мимические, голосовые упражнения; физпаузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия; предусматриваются задания на коррекцию психических процессов
• Логопедический досуг «Путешествие в Звукоград» показал, что дети справились с поставленными задачами, они с удовольствием выполняли предложенные задания, с гордостью презентовали домашнюю работу, выполненную под руководством родителей. Эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего мероприятия, положительный результат достигнут.
Обработка результатов промежуточной диагностики речевого уровня подготовительной к школе группы показала:
- низкий уровень на начало года - 45%
на середину года – 18%
- средний уровень на начало года – 55%
на середину года – 46%
- высокий уровень на начало года – 0 %
на середину года – 36%
Мероприятия реализуемого проекта ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
* был представлен наглядно-информационный материал «Каждый пишет, что он слышит», «Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет»;
* на индивидуальных консультациях родители узнали об особенностях формирования у своего ребенка звуковой стороны речи и особенностях усвоения элементов грамоты, получили советы по подготовке детей к обучению в школе, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома;
* проведена выставка «Сделай букву САМ», к которой дети сделали букву под руководством родителей;
* принимая активное участие в проекте, родители вместе с детьми создали книжки-малышки, семейные презентации «Радуга звуков»;
* дети под руководством родителей выполняли творческие задания в альбомах на пройденную букву;
* на родительской встрече был проведен логопедический досуг «Путешествие в Звукоград», в котором использовались задания из семейных презентаций и книжек-малышек, изготовленных родителями с детьми; в конце встречи состоялось награждение участников проекта.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
1. Дети овладели навыками звукобуквенного анализа, получили знания о буквах, приобрели навыки чтения, повысились коммуникативные, творческие способности, научились договариваться, работать в группе, у них расширился и активизировался словарный запас, улучшилась связная речь.
2. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания. Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей:
в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов,
в преодолении возможных трудностей при подготовке ребенка к школе.
Логопедический досуг «Путешествие в Звукоград».
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный» звуки, учить различать их.
2. Развивать фонетическое восприятие, закреплять умение детей составлять звуковую схему слов.
3. Упражнять в слоговом анализе слов.
4. Закреплять знания пройденных звуков и букв.
5. Упражнять в составлении слов из букв.
6. Развивать связную речь.
7. Развивать психические процессы.
8. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки колобка, зайца, волка, медведя, лисы, названия станций, Ларец знаний с картинками зверей, птиц, книжки-малышки, семейные презентации, «слоговой» паровозик, игра «Чудо-телевизор», ребусы, кроссворд, буквы, фишки для звукового анализа, корзинка с угощением, ноутбук, проектор, грамоты.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА:
Оргмомент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город Звукорад.
Там нас ждет какой-то сюрприз. Догадайтесь, кто нам будет показывать дорогу? :
Круглый, румяный,
В печке печен, на окошке стужен. (колобок)
А на чем мы поедем, вам тоже подскажет загадка:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубою везет всех за собою.
(«едем», прицепившись друг к другу паровозиком под музыку)
Основная часть.
Привел нас колобок к станции «Знайкина». А главный на этой станции Заяц.
- Не пущу тебя дальше,- говорит Заяц, - пока не ответишь на мои вопросы. А если не ответишь, я тебя съем!
- Ребята, давайте поможем колобку.
- Для чего животным и птицам нужны звуки? И что произойдет, если все звуки исчезнут?
(дети по очереди открывают Ларец знаний, который мы наполняли на занятиях, достают картинку и рассказывают о каком-нибудь животном или птице)
- Ну что ж, вы ответили на все мои вопросы, езжайте дальше.
Станция «Загадайкина». Главный на этой станции – Волк.
- Колобок, колобок, я очень люблю загадки. Ты должен придумать загадки про буквы и отгадать мои загадки. А если не сможешь, я тебя съем!
(дети загадывают загадки из своих книжек-малышек, которые они сделали с родителями или из демонстрируемых презентаций)
- Хорошие загадки вы про буквы знаете, а теперь мои загадки про звуки отгадайте. На какой звук похожи «песенки» животных: как рычит тигр и т. д. Кто отгадывает, тот получает картинку с изображением этого животного.
Так чем же буквы отличаются от звуков? А теперь нужно этих зверей и птиц посадить в свои вагончики (в соответствии с количеством слогов).
- Ну, молодцы, все загадки отгадали, зверятам помогли, езжайте дальше.
Станция «Угадайкина». Главный на этой станции – Медведь.
- Колобок, колобок, у меня есть чудо-телевизор, а в нем много всяких ребусов, кроссвордов. Если ты их не отгадаешь- я тебя съем!
(дети отгадывают ребусы, кроссворд)
- Ну, что ж хорошие у тебя, колобок помощники, все отгадали, езжайте дальше.
Станция «Звукоград». Тут главная- Лиса.
- Ребята, чтобы стать еще умнее и хитрее, лиса пошла учиться в лесную школу, но почему она такая грустная, давайте узнаем.
- Как-то раз, в школе я читала слова, но тут налетел сильный ветер и перепутал все буквы и я ничего теперь прочитать не могу. Так что, колобок, если ты не составишь слова из букв и не подберешь к ним схему, я тебя съем!
(игра «Живые слова»)
- Ну, спасибо, вам, ребята, за помощь! Путь для вас открыт! До свидания!
- Ребята, а где же наш колобок? Вот он! Он нашел для нас сюрприз!
Что же в этой корзинке? (пирожные)
Заключительная часть.
Чаепитие с последующим награждением родителей с детьми за активное участие в проекте.