Папки-передвижки

Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида.

Марина Жвакина
Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида.
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях модернизации дошкольного образования тема проекта приобретает актуальность, поскольку учитывая новые ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», создает максимально благоприятные условия для развития возможностей каждого ребенка и ориентирована на интерес детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе я использую метод проекта.

Обследование детей подготовительной к школе группы выявило следующие результаты:

Публикация «Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида,» размещена в разделах

- Низкий уровень - 45%

- Средний уровень - 55%

- Высокий уровень - 0%

Дети затрудняются :

- в выделении звука на фоне слова;

- в определении позиции звука в слове;

- в подборе слова на заданный звук;

- в различении понятий «звук», «буква», «гласный», «согласный» ,

из-за чего затрудняются в составлении звукового анализа слов;

В процессе анализа данных диагностики была выявлена проблема:

трудности в формировании предпосылок к освоению грамоте у детей с ЗПР.

Предпосылки возникновения данной проблемы:

- особенности познавательной деятельности детей с ЗПР,

- некомпетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе,

- низкий уровень детской инициативности и потребности в самостоятельном поиске в НОД по подготовке к обучению грамоте.

Проектная деятельность, как одна из эффективных форм образовательной работы, способствует преодолению этих факторов.

Творческий проект «Удивительный мир звуков и слов».

Тип проекта :

по доминирующей в проекте деятельности : творческий практико-ориентированный

по содержанию: ребенок и семья

по числу участников проекта : групповой

по времени проведения: долгосрочный (1год)

по характеру контактов: в рамках ДОУ

по профилю знаний: монопроект – область Коммуникация

по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта :

формирование полноценной звуковой стороны речи и овладение элементами грамоты при взаимодействии детского сада и семьи.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать фонематическое и фонетическое восприятие;

3. Закреплять знания о буквах, навыки составления и чтения слогов, слов.

4. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

5. Формировать устную речь детей, обогащая словарный запас,

развивая грамматический строй и связную речь.

6. Развивать психические процессы у детей (восприятие, память,

мышление).

7. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к

обучению в школе, заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работы с детьми.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос:

Для чего нужны разные звуки?

Проблемные вопросы:

- Как звуки помогают животным, птицам?

- Что произойдет, если все звуки исчезнут?

- Разве для летучей мыши звук важнее, чем для меня?

- Почему звуки разные?

- Из чего получаются слова?

Учебные вопросы:

- Чем звук отличается от буквы?

- Чем гласные отличаются от согласных?

- Как определить сколько частей (слогов) в слове?

- Назови по порядку звуки в слове…

План проекта.

Подготовительный этап:

- определение цели и задач проектной деятельности,

- разработка карты ЗИУ,

- проведение диагностирования детей на определение актуальности проекта,

- создание презентаций для родителей,

- разработка буклета, анкет для родителей,

- разработка требований для семейных презентаций, книжек-малышек,

- разработка карты продвижения по проекту,

- разработка наглядно-дидактического материала,

- информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами, вводная презентация,

- первоначальное анкетирование родителей.

Основной этап:

- проведение НОД по обучению грамоте,

- промежуточная диагностика детей,

- проведение логопятиминуток,

- совместная деятельность с детьми,

- самостоятельная деятельность детей,

- выставка «Сделай букву сам»,

- заполнение карты продвижения по проекту,

- создание альбомов «Моя любимая буква»,

- логопедический досуг «Путешествие в Звукоград»,

- создание тетради чистоговорок «Говорим красиво»,

- изготовление родителями с детьми книжек-малышек, семейных презентаций «Радуга звуков»,

- семинар-практикум для родителей «Встаньте звуки в ряд»,

- конкурс книжек-малышек «Придумай сказку о звуке»,

- создание «Домашней игротеки».

Заключительный этап:

- заполнение карты ЗИУ – диагностирование детей, обработка результатов диагностики, соотношение целей и результатов проекта,

- подготовка отчета о проделанной работе, создание фотовыставки,

- повторное анкетирование родителей,

- итоговое родительское собрание,

- награждение активных участников проекта.

Мероприятия реализуемого проекта ДЛЯ ДЕТЕЙ :

• ежедневно проводились логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику в стихах и считалках, пальчиковые игры, упражнения на мышечную релаксацию для регуляции эмоционального состояния, на формирование речевого дыхания, на развитие фонематических представлений.

во время совместной деятельности с детьми проводились дидактические игры и упражнения:

«Найди все предметы на звук…», «Найди ключ к шифру и прочитай слова», «Отыщи на картинке слоги и придумай с ними слова», «Расскажи, как одно слово превратилось в другое» и т. д. ;

заполняли альбомы «Моя любимая буква», тетрадь чистоговорок «Говорим красиво», читали слоги по слоговой таблице и составляли из слогов слова, составляли звуковые схемы слов, схемы предложений, заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы, составлять и отгадывать кроссворды.

• в самостоятельной деятельности дети играли в слоговые кубики, логопедическое лото, рисовали в альбомах «Моя любимая буква», составляли из магнитных букв слова, раскладывали картинки на изучаемый звук в вагончики в соответствии с количеством слогов.

• в НОД были использованы методы и приемы из следующих технологий:

Л. Ф. Нагорной-

1 игра со звуками «Где моя дорожка» (на различение гласных и согласных)

2 игра «Ловля звуков» с использованием ручных знаков (начинали со слов в три звука, где учавствовал один ребенок, потом два ребенка загадывали слово из 4-5 звуков). Данная игра способствует возникновению у детей необыкновенного интереса к овладению звукового анализа слова. С помощью этой игры дети учатся задавать вопросы.

3 выполнение заданий в малых группах (сначала работают в паре, затем в тройках; выбирают себе пару по желанию). Благодаря работе в малых группах совершенствуется диалогическая речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, у них развивается терпение формируется адекватная самооценка. В таком общении дети очень заботливы, помогают друг другу, радуются успехам и удачам своих друзей! Благодаря работе в малых группах создается атмосфера доброжелательности, внимания друг к другу, уступчивости.

Н. Буракова –

игровые упражнения, интересные и доступные пониманию ребенка

«Найди слог в столбике», «Собери из букв слово», «Охотники за словами», «Пишущая машинка», «Найди слог в слове».

Комплексно-игровой метод Е. А. Пожиленко –

1 игровая форма организации заключается использовании карты Азбукограда, где звуки путешествуют, ходят друг к другу в гости, дружат и т. д.

2 комплексный метод предусматривает решение более полного комплекса задач с минимальными затратами. Так, в оргмомент включаются релаксационные, мимические, голосовые упражнения; физпаузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия; предусматриваются задания на коррекцию психических процессов

• Логопедический досуг «Путешествие в Звукоград» показал, что дети справились с поставленными задачами, они с удовольствием выполняли предложенные задания, с гордостью презентовали домашнюю работу, выполненную под руководством родителей. Эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего мероприятия, положительный результат достигнут.

Обработка результатов промежуточной диагностики речевого уровня подготовительной к школе группы показала:

- низкий уровень на начало года - 45%

на середину года – 18%

- средний уровень на начало года – 55%

на середину года – 46%

- высокий уровень на начало года – 0 %

на середину года – 36%

Мероприятия реализуемого проекта ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

* был представлен наглядно-информационный материал «Каждый пишет, что он слышит», «Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет»;

* на индивидуальных консультациях родители узнали об особенностях формирования у своего ребенка звуковой стороны речи и особенностях усвоения элементов грамоты, получили советы по подготовке детей к обучению в школе, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома;

* проведена выставка «Сделай букву САМ», к которой дети сделали букву под руководством родителей;

* принимая активное участие в проекте, родители вместе с детьми создали книжки-малышки, семейные презентации «Радуга звуков»;

* дети под руководством родителей выполняли творческие задания в альбомах на пройденную букву;

* на родительской встрече был проведен логопедический досуг «Путешествие в Звукоград», в котором использовались задания из семейных презентаций и книжек-малышек, изготовленных родителями с детьми; в конце встречи состоялось награждение участников проекта.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

1. Дети овладели навыками звукобуквенного анализа, получили знания о буквах, приобрели навыки чтения, повысились коммуникативные, творческие способности, научились договариваться, работать в группе, у них расширился и активизировался словарный запас, улучшилась связная речь.

2. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания. Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей:

в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов,

в преодолении возможных трудностей при подготовке ребенка к школе.

Логопедический досуг «Путешествие в Звукоград».

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный» звуки, учить различать их.

2. Развивать фонетическое восприятие, закреплять умение детей составлять звуковую схему слов.

3. Упражнять в слоговом анализе слов.

4. Закреплять знания пройденных звуков и букв.

5. Упражнять в составлении слов из букв.

6. Развивать связную речь.

7. Развивать психические процессы.

8. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки колобка, зайца, волка, медведя, лисы, названия станций, Ларец знаний с картинками зверей, птиц, книжки-малышки, семейные презентации, «слоговой» паровозик, игра «Чудо-телевизор», ребусы, кроссворд, буквы, фишки для звукового анализа, корзинка с угощением, ноутбук, проектор, грамоты.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА:

Оргмомент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город Звукорад.

Там нас ждет какой-то сюрприз. Догадайтесь, кто нам будет показывать дорогу? :

Круглый, румяный,

В печке печен, на окошке стужен. (колобок)

А на чем мы поедем, вам тоже подскажет загадка:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубою везет всех за собою.

(«едем», прицепившись друг к другу паровозиком под музыку)

Основная часть.

Привел нас колобок к станции «Знайкина». А главный на этой станции Заяц.

- Не пущу тебя дальше,- говорит Заяц, - пока не ответишь на мои вопросы. А если не ответишь, я тебя съем!

- Ребята, давайте поможем колобку.

- Для чего животным и птицам нужны звуки? И что произойдет, если все звуки исчезнут?

(дети по очереди открывают Ларец знаний, который мы наполняли на занятиях, достают картинку и рассказывают о каком-нибудь животном или птице)

- Ну что ж, вы ответили на все мои вопросы, езжайте дальше.

Станция «Загадайкина». Главный на этой станции – Волк.

- Колобок, колобок, я очень люблю загадки. Ты должен придумать загадки про буквы и отгадать мои загадки. А если не сможешь, я тебя съем!

(дети загадывают загадки из своих книжек-малышек, которые они сделали с родителями или из демонстрируемых презентаций)

- Хорошие загадки вы про буквы знаете, а теперь мои загадки про звуки отгадайте. На какой звук похожи «песенки» животных: как рычит тигр и т. д. Кто отгадывает, тот получает картинку с изображением этого животного.

Так чем же буквы отличаются от звуков? А теперь нужно этих зверей и птиц посадить в свои вагончики (в соответствии с количеством слогов).

- Ну, молодцы, все загадки отгадали, зверятам помогли, езжайте дальше.

Станция «Угадайкина». Главный на этой станции – Медведь.

- Колобок, колобок, у меня есть чудо-телевизор, а в нем много всяких ребусов, кроссвордов. Если ты их не отгадаешь- я тебя съем!

(дети отгадывают ребусы, кроссворд)

- Ну, что ж хорошие у тебя, колобок помощники, все отгадали, езжайте дальше.

Станция «Звукоград». Тут главная- Лиса.

- Ребята, чтобы стать еще умнее и хитрее, лиса пошла учиться в лесную школу, но почему она такая грустная, давайте узнаем.

- Как-то раз, в школе я читала слова, но тут налетел сильный ветер и перепутал все буквы и я ничего теперь прочитать не могу. Так что, колобок, если ты не составишь слова из букв и не подберешь к ним схему, я тебя съем!

(игра «Живые слова»)

- Ну, спасибо, вам, ребята, за помощь! Путь для вас открыт! До свидания!

- Ребята, а где же наш колобок? Вот он! Он нашел для нас сюрприз!

Что же в этой корзинке? (пирожные)

Заключительная часть.

Чаепитие с последующим награждением родителей с детьми за активное участие в проекте.

Публикации по теме:

Использование проблемных ситуаций, как условие развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста «Использование проблемных ситуаций, как условие развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста». Использование проблемных.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти.

Долгосрочный проект «Веселая логика» для детей старшего дошкольного возраста В настоящее время на уровне федерации, региональном уровне большое внимание уделяется качественному математическому, школьному образованию.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении Кравченко В. А Ерёмина Е. А. (поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия) (МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово) Использование метода проектов для.

Использование метода проектов в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В своей работе я часто использую творческие проекты. Стараюсь чтобы они были долгосрочные, так как у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста при помощи метода «Каталога» Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил,.

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Автор: Иванова Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ"Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары Время проведения проекта:.

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии и игровой песочной терапии Развивающее занятие "Сказочный остров дружбы". Цель занятия:дать возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность, раскрыть свой.

Поэтапное планирование обучения детей старшего дошкольного возраста ведению мяча Поэтапное планирование обучения детей старшего дошкольного возраста ведению мяча Начальное разучивание[/b] Ознакомить детей с новым движением:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида.
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 15:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Жвакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД