ольга форманюк
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны,
- это друзья, товарищи, которым сама природа
указала идти одной дорогой
и взаимно поддерживать друг друга»
П. Ф. Каптерев
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что в соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и их реализацию. Нам необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной активности, самостоятельности и инициативности. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
Публикация «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения.
Дидактические игры можно разделить на следующие виды:
• Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
• Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
• Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож»,»Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, правил игры, игровых действий, результата (подведение итогов).
Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков.
Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами формирования личности ребенка.
Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.
Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей.
Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.
Дидактические игры, это игры обучающие, поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает педагог или какие есть в группе.
При проведении дидактической игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени. Все мы знаем, конечно, но хочется ещё раз напомнить, что дидактические игры кратковременны (10-20мин). И очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Мы, планированию дидактических игр отводим значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Считая дидактические игры эффективным средством обучения, планируем их как составную часть занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируем и организуем, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию, как всем коллективом, так и небольшими группами или же индивидуально. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают нам возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает нам, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
Своим воспитанникам мы предоставляем возможность играть в разное время дня : утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. При этом учитываем характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, нам, педагогам, необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил). На занятиях следует использовать те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Д/игры используются нами и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми. Чаще всего с этой целью используем д/игру, в процессе которой, можно установить, на сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети.
В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, мы планируем использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.
Учитывая возрастные особенности и возможности детей 5 – 6 лет нами подобранны и составлены в картотеки дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, экологическому, патриотическому воспитанию, по развитию речи и безопасности. Накоплен дидактический и демонстрационный материал, как для самостоятельных, так и для организованных игр.
Использование в работе с детьми электронных и мультимедийных дидактических игр.
В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. В течение последних 3-х лет, мы периодически применяем в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернета. Мы обратили внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации ООД или индивидуально с ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Считаю, что перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Однако хочется напомнить, что следует не забывать учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049-13.
12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.