Екатерина Сазанова
Педагогический проект «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста при помощи метода «Каталога»
▼ Скачать + Заказать документы
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил, что «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение.
Публикация «Педагогический проект „Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста при помощи метода „Каталога“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Метод Каталога разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т. д.).
Цель метода : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный,имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Цель моей работы:
Развитие связной монологической речи младших дошкольников путём овладения универсальной моделью составления сказки при помощи метода «Каталога»
Задачи:
1. Научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели.
2. Познакомить с общей характеристикой текстов сказочного содержания
3. Обогащать словарь детей частями речи (прилагательными, глаголами, существительными).
4. Учить строить высказывания в форме предложений.
5. Вызвать у детей эмоциональный отклик на литературные произведения.
1 этап работы с детьми - общая характеристика текстов сказочного типа:
Сказочные герои и волшебные предметы
Нарушение объективных законов природы
Отвлечённость времени и места ("Где-то в тридесятом царстве", "В одной деревеньке" (неизвестно какой, "Далеко отсюда", "За тридевять земель", и время "В стародавние времена", "В далеком прошлом")
Гиперболизация признака героя
Троекратные повторы
2 этап - игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказок:
Чтение стихотворений И. Демьянова «Трусов Федя», Г. Семёнова «Счастливая ошибка», В. Кудрявцева «Страх»
Книжки-понорамы «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»
Творческая игра «Два жадных медвежонка»
Этюд «Конкурс лентяев»
Подвижные игры «Смелые мышки», «Жадный кот»
Настольный театр «Волк и семеро козлят», магнитные театры «Колобок» и «Теремок», пальчиковый театр «Репка»
Маски персонажей и их атрибуты
Дидактическая игра «Измени характер героя
Пазлы и раскраски с героями сказок
Рисование «Храбрый петушок», лепка «Два жадных медвежонка», аппликация «Избушка ледяная и лубяная»
Прослушивание аудисказок
3 этап - составление сказок при помощи "Волшебного мешочка" по вопросам:
- Жил-был. Кто? Какой он был? - Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?