Оксана Лазарева
Долгосрочный проект «Веселая логика» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время на уровне федерации, региональном уровне большое внимание уделяется качественному математическому, школьному образованию. Ведь именно люди с аналитическим складом ума способны успешно решать задачи направленные на развитие экономики нашей страны. А ведь не секрет, что хорошо развитая экономика - это благосостояние страны и нас с вами.
А все начинается с дошкольного образования.
Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что дошкольники хорошо выполняют прямые инструкции педагога, но затрудняются в выполнении тех заданий, где нужно провести операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и установление причинно – следственных связей.
Публикация «Долгосрочный проект „Веселая логика“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время игры – путешествия в «Африку» у нас с ребятами возникла проблемная ситуация. Как нарисовать зеленую траву, если нет зеленой краски. Вы не представляете, сколько было предложений.
И у меня возникла идея запустить проект «Веселая логика», цель которого, развивать познавательную активность и мыслительные операции у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать мыслительные операции у дошкольников (обобщение, классификация, умения устанавливать причинно-следственные связи и т. д.);
- развивать речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, высказывать свои суждения;
- развивать познавательную активность, инициативность, самостоятельность;
- активизировать умения детей применять полученные знания в повседневной жизни;
- осуществлять тесное взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников (законными представителями).
Индикативные показатели (результаты)
Считаю, что участие детей в проекте способствовало:
- развитию познавательной активности и мыслительных операций (классификации, обобщению, анализу и синтезу, установлению причинно – следственных связей);
- умению находить разные варианты решения задач и проблемных ситуаций;
- применению полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Определила основные направления деятельности:
- работа с детьми;
- работа с педагогами, родителями;
- оборудование центра логико – занимательных игр «Математическая игротека».
Работу по проекту выстраивала поэтапно.
На подготовительном этапе
- изучила научную и методическую литературы по теме;
- совместно с педагогом – психологом провели педагогическую диагностику;
- провела родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;
- подобрала и систематизировала разнообразные виды развивающих игр и упражнений;
- совместно с родителями изготовила развивающие игры «Гусеница и муравей», «Геоконт», «Нарисуй узор», «Укрась ковер», «Собери фигуры» и др. ;
- оборудовала центр логико – занимательных игр «Математическая игротека».
Учитывая, что дети от природы любознательны и полны желания учиться использовала разнообразные методы обучения, в том числе и игровые. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры вычисляют, сравнивают, экспериментируют, конструируют, решают логические задачи.
Одним из дидактических средств, способствующих развитию логического мышления, является разнообразный занимательный математический материал, который использовала в совместной деятельности с детьми. Для активизации мышления использовала занимательные проблемные ситуации от сказочных героев «Выполняем задание от бабы - Яги», «Помогаем Золушке».
Задавая проблемные вопросы вовлекала детей в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование (как вырастить кристалл и т. д.)
Работу с детьми строила на основе следующих принципов:
- преодоление зоны ближайшего развития организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- учет индивидуальных и психофизических особенностей детей.
Для детей с высоким (опережающим) уровнем развития подбирала более сложные задания, повышала требования к качеству их выполнения, стимулировала самостоятельность мышления и творчества. С детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере проводила индивидуальную работу в утреннее, вечернее время, а также на прогулке.
Во время выполнения заданий создавала ситуацию успеха для каждого ребенка, помогала в преодолении застенчивости, скованности, поддерживала за удачный ответ, за старание.
В работе с детьми использовала:
- игры, развивающие умение;
- игры, развивающие умение сравнивать и обобщать;
- игры, направленные на обучение детей логической операцией – сериацией;
- игры, развивающие смекалку и сообразительность;
- игры, развивающие умение устанавливать причинно - следственные связи;
- игры, способствующие развитию у детей умения проводить анализ и синтез;
- словесные игры - игры – загадки, задачки – шутки, логические задачки.
Активно использовала интеллектуальные игры:
- развивающие игры Б. П. Никитина,
- игры – занятия с палочками Кюизенера,
- логические блоки Дьенеша, кубики Кооса, способствующие развитию психических процессов, мыслительных операций, самостоятельности и инициативности.
Учитывая, что логическое мышление дошкольников целесообразно в русле математического развития, использовала игровую методику «Пифагорик», которая является универсальным способом обучения чтению, письму и счету одновременно.
Изучая методическую литературу по данной теме меня заинтересовала игра «Геоконт», поскольку она дает возможность полифункциональной работы с детьми по разным направлениям (игры с цифрами, буквами, на понимание симметрии, на ориентировку в пространстве с использование логических задач на поиск недостающих фигур и др.).
Используя информационно – коммуникационную технологию, разработала серию игр «Логика и мышление» («Подбери по форме», «Волшебная картинка» и др.
Основное правило - это никогда не отказывать в помощи, если у ребенка что – то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.
Работу по проекту проводила в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Совместно с педагогом – психологом провели родительские собрания, где рассказывали о роли развивающих игр, консультации для родителей, обсуждали методы преодоления трудностей детей, индивидуальные беседы.
Совместно с родителями и музыкальным руководителем на завершающем этапе проекта провели математический турнир «Умники и умницы».
В группе имеется центр экспериментирования, совместно с родителями оборудовали логико-занимательный центр «Математическая игротека», где находится многообразие игр.
Благодаря установленной традиции «игра в гости к нам», происходит постоянное обновление центра новыми развивающими играми. Каждый вторник кто - то из детей приносит из дома свою любимую игру и помещает ее в игротеку, знакомит с ней детей. Так каждому ребенку предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры и в результате дети группы в течение года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт.
Рядом с центром «Математическая игротека» находится центр «Дружим с книгой» где имеются энциклопедии, детские журналы познавательного характера: «Солнечный зайчик», «В гости к сказке», «Смекалочка», «Школа семи гномов» и др.
По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития логического мышления увеличился на 30,6% (сентябрь 2013г. – 55,7%, май 2015г. – 86,3%). Работая в данном направлении много лет, могу отметить, что мои выпускники, которые показывали высокий уровень развития логического мышления, успешны в школе. Активно участвуют в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места.
В настоящее время педагогами МБДОУ № 3 «Чебурашка» используется технология «Клубный час». Каждую пятницу я встречаю старших дошкольников - любителей «поломать голову» в «Занимательной игротеке», где решаем задачки-шутки и головоломки, играем в настольные игры с математическим уклоном, с увлечением отгадываем кроссворды, проводим шашечные турниры. Придя в группы, ребята делятся своими достижениям со сверстниками, рассказывают о своих победах родителям.