Надежда Королева
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования.
Публикация «Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС» размещена в разделах
С 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ, и утвержденный Советом Министерства образования и науки РФ федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Методологической и теоретической основой ФГОС ДО выступили :
ФГОС ДО нацелен на :
Задачи ФГОС ДО :
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Основой содержания дошкольного образования определены
5 направлений, образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка :
В тексте документа не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Поскольку дошкольник – человек играющий, в стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребенка через «ворота детской игры», а именно через сюжетные игры, в том числе сюжетно-ролевые, режиссёрские игры и игры с правилами. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. А необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (отказ от специально организованной деятельности) уже давно назрела. Приобретение ценного для ребенка опыта также предполагается:
в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
в коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
в познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
в процессе конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
в музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
ФГОС ДО подразумевается, что образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут составлены опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам :
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексного построения образовательного процесса (для мотивации образовательной деятельности планируется использовать не набор отдельных игровых приемов, а обеспечивать усвоение образовательного материала детьми в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для них событий);
решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с родителями (родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности, т. е. они должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями).
Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.
В заключение хочется отметить, что перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Ведь ФГОС ДО содержит следующие положительные моменты:
1) стремление сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития каждого ребенка, интересы группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
4) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
5) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
Используемые материалы
1. Перспективы развития дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds11.edumsko.ru/activity
/fgos/articles/perspektivy_razvitiya_doshkol_nogo_obrazovaniya#showall
2. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных стандартов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sch1018.mskobr.ru/files/perspektivy_razvitiya_sistemy
_doshkol_nogo_obrazovaniya_v_ramkah_federal_nyh_gosudarstvennyh_standartov.pdf
3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13.06.2013 г. и 07.07.2013 г.
4. Федина Н. В. Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Том №1.