Евгения Омарова
Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным условием этого является создание механизма раскрытия способности ученика и воспитания человека, живущего в конкурентном мире, у которого воспитана порядочность и патриотизм, умение найти свое место в жизни, составить траекторию своего развития.
Публикация «Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость.
Что же такое одаренность? «Одарённость - наличие потенциально высоких способностей у какого - либо человека». Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно - своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей является приоритетной в современном образовании. В итоге от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал: от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию. Эта проблема стоит перед всем образовательным сообществом. В связи с этим каждое образовательное учреждение пытается ее решить по - своему. Школа занимает в этом ряду особое место, так как она призвана развивать таланты и склонности, готовить будущую интеллигенцию с элитарным образованием.
Это направление воспитания реализует такие основные концептуальные положения школ как создание условий для полноценного развития детской одаренности, формирование информационной культуры, оптимальное сочетание основного и дополнительного образования.
Развитие одаренности у детей включает в себя комплекс мер по созданию эффективного образовательного пространства, благоприятного для реализации творческого потенциала учеников, повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей, а так же развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Одаренный ребенок получает сильные, положительные эмоции при занятиях любимым видом деятельности. На ряду с этим такие дети очень любознательны, поэтому направленны на глубокое, всестороннее осмысление интересующего объекта. У одаренного ребенка проявляется невероятное трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, умение контролировать свои поступки, действия (при необходимости, способность очень долго концентрироваться на чем-то одном.
Признаки одаренности проявляются в деятельности ребенка и выявляются на уровне наблюдения за характером его действий. Но, перед тем как выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства и помочь превратить в жизнь их мечты и реализовать планы, необходимо помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Прежде всего, важно узнать чем они интересуются.
Чтобы выявить наиболее характерные способы для развития способностей одарённых детей необходимо продумать как правильно выстроить работу, поставить цели и задачи. Для полного раскрытия их способностей в программе должны присутствовать различные методы и формы работы с одарёнными детьми.
Для эффективности этой работы надо проводить анкетирования, индивидуальные и практические занятия, на которых изучаются документы, научно-популярная литература, проводятся тесты, тренинги, работа в группах, кроме того вести подбор научной и практической литературы для детей. Не исключается и самостоятельная работа, которая предполагает проведение научных исследований, экспериментов, социальных опросов, работу в библиотеке при подготовке докладов или небольших сообщений, участие в конкурсах, дебатах и других мероприятиях. Данный ряд мероприятий призван всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей.
Обучение в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, через развивающие технологии, организацию исследовательской деятельности.
Специфической составляющей в отношении целей обучения одарённых детей являются высокий уровень и широта общеобразовательной подготовки, что влияет на развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
Учитель должен стремиться использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. В свою очередь дополнительное образование позволяет реализовать индивидуальные интересы одаренных учащихся, которые невозможно реализовать в рамках традиционных учебных предметов.
Немаловажным является проведение мониторингов интеллектуальных и творческих, а также спортивных достижений учащихся, качества знаний, сформированности учебной деятельности, а также здоровья учащихся для формирования банка данных по одарённым детям.
Важной и неотъемлемой частью деятельности школы в данном направлении всегда было взаимодействие с родителями. Общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством - ключевая идея нового стандарта.
Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется так, что способствует подведению одарённого ребёнка к лучшему пониманию своих творческих возможностей, жизненных целей. Все это оказывает положительное влияние на интеллектуальный и нравственный рост, самораскрытие и самореализацию школьника, его личностное становление.
Неотъемлемой составляющей частью работы с одаренными учащимися непременно остается психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса. Где стоит заметить, что не всегда уместно практиковать выделение одаренных детей в особые группы для тренинговой работы. Выделение ребенка из коллектива на особые позиции может еще больше отдалить его от сверстников. Поэтому лучше всего тренинговую работу планировать со всем классом, но при этом одаренных детей держать в поле своего внимания, разрешая в общем тренинге их личностные и социальные проблемы (понимание и принятие их одноклассниками, повышение самооценки, самореализация, самораскрытие, снижение конфликтности, если это необходимо и т. п.).
В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Разглядеть в ребенке талант, раскрыть его - актуальная задача, стоящая перед современной школой. Поэтому грамотное педагогическое и психологическое сопровождение развития учащихся - важное условие успешного решения этой задачи.
Список литературы:
1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - с. 39.
2. Богоявленская Б. Д. Основные направления разработки и развития «рабочей концепции одарённости» // Одарённый ребёнок. - 2003. - №4.
3. Савенков А. А. Интеллектуальная одарённость и исследовательское поведение // Одарённый ребёнок. - 2003. - №6.
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М. : Моск. Ун-та, 1982.- с. 136.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)