Лилия Косоногова
ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДОот ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая основа работы
Актуальность ФГОС в дошкольном образовании
- Кризис в системе образования в России на всех уровнях.
- Несоответствие уровня дошкольного образования современным требования общества
- Изменение целей и приоритетов в образовании в соответствии с новыми требованиями информационного общества.
Что такое ФГОС ДО?
Публикация «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования, Отличия ФГОС ДО от ФГТ, Система работы по введению ФГОС ДО» размещена в разделах
ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования.
«Стандарт дошкольного образования – это,прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».
Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации.
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО :
- Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
- Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
Принципы стандарта :
полноценное проживание ребенком всех этапов детства ;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования (далее индивидуализация образования)
сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
сотрудничество учреждения с семьей;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития)
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт и его основные цели :
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Задачи стандарта :
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей.
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ребенок как субъект отношений сам с собой, другими детьми, взрослым и миром.
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Три группы требований:
к структуре
условиям
результатам освоения ООП ДО
Программа состоит:
Обязательная часть (60%)
Формируемая участниками образовательных
отношений (40%)
Образовательные области : (5)
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,познавательное развитие.
ООП в ФГОС включает три основных раздела и дополнительный.
Целевой раздел включает: Пояснительная записка;Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный включает:(общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) содержание (задачи) по всем 5
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения….
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
ФГОС ДО гласит, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Практическая основа работы.
Цель: Обеспечение перехода педагогов ДОУ на реализацию ФГОС, ориентация на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи работы :
Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Проектирование системы работы с педагогами ДОУ по актуальным проблемам в соответствии с ФГОС с учетом потребностей ДОУ:
рассматривание целей и задач дошкольного образования;
анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
организация развивающей предметно-пространственной среды;
расширение возможностей личностного саморазвития и самореализации педагогов
Определение результативности проведенной работы и перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению ФГОС в ДОУ.
Первый этап работы :
Цель: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС : прохождение старшим воспитателем курсов ГОУ ДПО НИРО, изучение нормативных документов и методической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
1. Изучение Приказа -Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Организация работы на данном этапе
Изучение интернет - ресурсов;
Изучение и оформление нормативных документов;
Создание презентации;
Оформление информационного стенда «ФГОС в ДОУ».
II этап Аналитический
Цель: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Организация работы на данном этапе
Разработка и анализ диагностических карт для педагогов;
Анкетирование педагогов «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО» Приложение 1
Анализ анкетирования «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО»
III этап: Формирующий этап:
Цель: повышение профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ДО; развитие способности к рефлексии собственной деятельности – обязательного условия саморазвития личности.
Организация дифференцированной работы на данном этапе
Консультация с презентацией для всех педагогов «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования
Консультация для молодых специалистов -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС».
Методический час «Обновление предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ»
Самоанализ организации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в разных возрастных группах
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования»
Индивидуальные консультации (по запросам педагогов)
Методические часы «Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры»
Выдержка Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» см. Приложение 2.
IV этап:
Заключительный этап:
Цель: Повторный анализ готовности педагогов к введению и реализации ФГОС, анализ итогов методической работы в условиях введения ФГОС в ДОУ.
Цель: Обеспечение перехода педагогов ДОУ на реализацию ФГОС, ориентация на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи работы :
Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Проектирование системы работы с педагогами ДОУ по актуальным проблемам в соответствии с ФГОС с учетом потребностей ДОУ:
рассматривание целей и задач дошкольного образования;
анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
организация развивающей предметно-пространственной среды;
расширение возможностей личностного саморазвития и самореализации педагогов
Определение результативности проведенной работы и перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению ФГОС в ДОУ.
Первый этап работы :
Цель: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС : прохождение старшим воспитателем курсов ГОУ ДПО НИРО, изучение нормативных документов и методической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
1. Изучение Приказа -Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Организация работы на данном этапе
Изучение интернет - ресурсов;
Изучение и оформление нормативных документов;
Создание презентации;
Оформление информационного стенда «ФГОС в ДОУ».
II этап Аналитический
Цель: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Организация работы на данном этапе
Разработка и анализ диагностических карт для педагогов;
Анкетирование педагогов «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО» Приложение 1
Анализ анкетирования «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО»
III этап: Формирующий этап:
Цель: повышение профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ДО; развитие способности к рефлексии собственной деятельности – обязательного условия саморазвития личности.
Организация дифференцированной работы на данном этапе
Консультация с презентацией для всех педагогов «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования
Консультация для молодых специалистов -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС».
Методический час «Обновление предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ»
Самоанализ организации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в разных возрастных группах
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования»
Индивидуальные консультации (по запросам педагогов)
Методические часы «Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры»
Выдержка Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» см. Приложение 2.
IV этап:
Заключительный этап:
Цель: Повторный анализ готовности педагогов к введению и реализации ФГОС, анализ итогов методической работы в условиях введения ФГОС в ДОУ.