Юлия Уласова
Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Доклад на тему: „Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть :
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически – привлекательной.
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимые условия ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками и т. д.).
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в старшей ОНР группе детского сада, мной учитывались следующие принципы:
1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро остваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
2. Для развития самостоятельности среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотек, игровых лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможности внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).
5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву и глины.
7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («Центры», «Уголки», «Площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и т. д.). Все предметы должны быть доступны детям.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают :
- уголок для сюжетно ролевых игр («Правила дорожного движения», «Театр», «Машинки», «Куклы», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Полиция», «Больница»);
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Примерный план организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в старшей группе (ОНР)
(Схема в приложении далее).
№. Предметно – пространственная развивающая образовательная среда.
1. Выставка для детей и родителей «Проектная деятельность в детском саду».
2. Выставка творческих работ детей (поделки, рисунки, аппликации.)
3. Книжка – передвижка (Рекомендации для родителей по месяцам).
4. Спортивный уголок ( Комплектация уголков: скакалки, обручи, шнуры, кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, мячи или мешочки с песком для метания, корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках, кегли. Выносной материал (по возрасту детей) : мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки, обручи, лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики).
5. Стенд информации для родителей (Сетка занятий, режим дня, годовые задачи детского сада, консультации и рекомендации, объявления с мероприятиями в детском саду и в группе и т. д.)
6. Портфолио воспитанников (Папки с работами воспитанников).
7. Уголок природы (В уголке природы находится разнообразный природный материал : шишки, ракушки, камни, мох, семена растений. Имеется оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, пульвырезатор, тазики, тряпочки, совочки, фартучки. Центральное место в уголке природы, конечно же, занимает календарь природы).
8. Уголок психологической разгрузки детей.
9. Стол для игры в шашки и шахматы.
10. Книжный уголок (Книги обновляются в соответствии с темой недели и ближайшими праздниками, материал должен соответствовать возрасту ребенку и быть доступным. В книжном уголке должны находиться книжки, литературные игры, викторины, сюжетные картинки и т. п.).
11. Уголок для сюжетно - ролевой игры: «Кухня».
12. Логопедический уголок. Зона для настольно печатных игр. (Предлагаются следующие игры (пример) : «Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам»).
13. Выставка детского творчества.
14. Уголок творческой деятельности ( Материал необходимый для творческой деятельности: тонированная бумага, кисти, палитра, непроливайка, акварельные краски, пастель, восковые карандаши, пластилин, доска для лепки и т. д.).
15. Уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
16. Уголок дежурств по кухне (Уголок оформлен стендом с кармашками, в которых выставляются фото детей. Так же здесь висит необходимые для этого атрибуты: фартуки и шапочки).
17. Уголок ряжения. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Салон красоты».
18. Музыкальный уголок ( Оборудование музыкального уголка включает в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования: пианино, металлофон, шарманки, дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей). Аудио-, видео- диски и кассеты.
19. Уголок для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Почта», «Полиция».
20. Уголки для сюжетно – ролевых игр: «Ателье». Уголок для игрушек: машинки, куклы, мелкие игрушки (зоопарк, мебель для маленьких кукол. Математический уголок: математические дидактические игры, счеты, часы и т. п.
21. Уголок для сюжетно – ролевой игры «Театр» (Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра). Уголок для сюжетно – ролевой игры «Правила дорожного движения».
22. Музыкальный центр для прослушивания детских песен и проведения различных музыкальных мероприятий в группе. Телевизор для просмотра развивающих мультфильмов.
Приложение.
План – схема организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды в группе №3.