Татьяна Мантурова
Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС ДО опыт, проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Мантурова Т. И
Тема: Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС ДО : опыт, проблемы и перспективы
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 317 (г. Екатеринбург)
Сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, все чаще говорят об изменениях, связанных с ФГОС дошкольного образования. Изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.
Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС до: опыт, проблемы и перспективы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие. Ключевой линией дошкольного детства, а также одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования становится приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества [2].
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев) [1].
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали, и многие из нас работали и работают в этом направление. Однако, типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду, как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не ставила, или же задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно. При этом совершенно не обозначенными, оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя, чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность, (особенно в городе, также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Поэтому представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут и должны быть восполнены участием детей в фольклорных праздниках, использованием в разговорной речи потешек, поговорок, пословиц, которыми так богат русский язык, через организацию образовательного процесса таким образом, чтобы «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой.» становились ближе и понятнее ребенку.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами, не понимая их, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, поэтому не всегда могли использовать их к месту. Поэтому в первую очередь, педагоги должны сами владеть особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах, знать и понимать русский фольклор. Только активное сотворчество взрослых и детей, их общее сопереживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, может принести положительные результаты.
В систему работы нашего детского сада включаются праздники с народными традициями ( календарные и народные: колядки, масленица, Вербное воскресенье, Пасха и тд, цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков, а также праздники, непосредственно связанные с историей русского народа.
Соблюдение календарного принципа расположения праздников, их концентричность, наполняемость и расширение от возраста к возрасту, также одно из важнейших условий приобщения детей к социокультурным нормам. Практический материал (песни, игры, танцы, сказки, легенды и т. д.) подобраны в соответствии с народным календарем.
Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Воспитанники не только сами участвуют в празднике, но и устраивают праздники для своих близких, родных и друзей. Часто происходит так, что именно дети знакомят своих родителей с народными традициями, а не наоборот. Именно с этой же целью, мы приглашаем на праздники не только родителей воспитанников, но и ветеранов, артистов фольклорного театра, военнослужащих, студентов духовной семинарии музыкального отделения тд.
Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества, потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май.
Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Одним из условий успешного решения задач приобщения детей к народным традициям является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей «Горница». В нашем музее, экспонаты не располагаются за стеклом, не огорожены. Здесь можно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Все экспонаты музея подлинные. В "Горнице" собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Основная задача педагогов - не создание семейной обстановки, а возможность введения детей в самобытный мир, путем его действенного познания. Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Большинство основной части НОД, по приобщению детей к национальной культуре проводится в "Горнице". Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и т. д.). Система НОД в "Горнице" включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно - прикладным искусством. Часто НОД в "Горнице" заканчивается чаепитием из самовара.
Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.
Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для развлечений.
Результативность работы.
За время работы в этом направлении у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.
Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвуют в народных играх и праздниках.
Задачи приобщения детей к истокам народной культуры глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, в нашем ДОУ, уже стало традицией, широко отмечать такой праздник как «Масленица.» Праздник, с участием родителей и жителей микрорайона; фольклорный праздник «Рассказ бабушки Дуни», «Святочные гуляния, «Приходила Коляда накануне Рождества», "Вербное воскресенье", «Пасха», родительские собрания «Капустные посиделки» и «В гостях у бабушки Федоры». Вот уже второй год, совместно с родителями проводим праздник «Народы Урала». Во время праздника, дети с родителями представляют культуру разных народов, которые проживают на территории Урала (традиции, национальную одежду, национальные праздники и национальные блюда, национальные танцы, язык и тд.).
Конечно, нельзя считать проблему приобщения детей к народным традициям региона исчерпанной. Нами рассмотрены не все аспекты. Требует дальнейшего исследования выявление специфики приобщения к народным традициям региона разных возрастных групп.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель воспитания и обучения детей в детском саду – это приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.
Литература:
1. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.