Надежда Николаева
Консультация «Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС.
Новые требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда.
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой стоят задачи поиска оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения таких программ. В рамках внедрения ФГОС приоритетно задачей ставится решение этой проблемы.
Публикация «Консультация „Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Необходимым условием качественной реализации программы является её непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-воспитательными работниками в течение всего времени её реализации в организации или в группе.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
Учитывая тенденцию изменений в работе, повсеместное введение ФГОС предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда и заставляет нас задуматься об определении маршрута собственного профессионального развития.
Нам необходимо учитывать, что стандарты и требования обязательны для исполнения, выступают как социальная норма, которая реализует договор между родителями, обществом и государством. Делают ставку на ответственность самого образовательного учреждения.
В соответствии со стандартами расширится и наш новый функционал, новое содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда : логопед-методист, логопед-проектировщик, логопед-наставник, логопед-куратор, логопед-консультант.
Логопед-методист, проектировщик
Участие в составе рабочей группы в разработке программы своего учреждения с учётом его типа и вида, а также потребностей и запросов участников воспитательного процесса, требует от учителя-логопеда профессиональных действий в рамках модели логопед-проектировщик. А помощь педагогам в овладении и использовании современных коррекционно-педагогических технологий проявляется в профессиональных действиях в рамках модели логопед-методист.
В этом случае в качестве профессиональных компетенций выступают:
1. Умение вычленять из проблем коррекционную составляющую и технологически чётко формулировать запрос на собственную деятельность.
2. Умение теоретическую информацию переводить на практику.
3. Владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом. 4. Умение вовремя и в нужном объёме представлять соответствующую педагогической задаче информацию.
5. Владение современными технологиями (продуктивного, развивающего обучения; поэтапного формирования умственных действий; организации учебного сотрудничества и др.)
6. Умение использовать методы активного социального обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.)
7. Владение навыками организационно-деятельного консультирования.
Логопед-наставник
В содержание деятельности логопеда-наставника входит проведение коррекционных занятий по направлениям развития личности, предусмотренных стандартами и требованиями. Используются такие формы организации работы, как кружки, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования. Такая работа потребует профессиональных действий логопеда-наставника.
Мы должны уметь:
-ставить задачи и находить пути их решения,
-владеть навыками сценирования мероприятий,
-владеть современными воспитательными технологиями,
-владеть методикой проведения внеурочных мероприятий.
Логопед-куратор
Участие в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья кроме обязательных коррекционных занятий требует профессиональных действий в рамках модели логопед-куратор. Профессиональная компетенция в этом случае предполагает:
-умение работать с родителями проблемных детей,
-умение сотрудничать в команде специалистов, в том числе, в рамках ПМПК.
Логопед-консультант
Оценка уровня сформированности универсальных учебных требований в школе и соответствия требованиям дошкольного воспитания с помощью специально сконструированных диагностических задач и оценка результатов достижений и качеств у обучающихся является по преимуществу экспертной и поэтому потребует от логопеда профессиональной модели в рамках логопед-консультант.
Логопед должен быть :
- компетентен в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности; - давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке.
Результатом реализации требований должно быть создание комфортной образовательной среды. Известно, что образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить неуспех, негативизм, обеспечить возможность освоения программы.
Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом,
-чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей;
-чтобы ребёнок учился планировать и оценивать учебные действия;
-чтобы ребёнок мог работать в группе, вести диалог, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Наши «трудные звуки», «длинные слова», «красивые фразы» должны помочь ребёнку в решении учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Мы всегда этим занимались и раньше. Но сейчас нам предстоит решать эти задачи в соответствии со стандартами, учитывая новые требования. Как и раньше, мы будем добиваться хорошей речи у наших воспитанников. Ведь хорошая речь- это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.