Ира Маркова
Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»
«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек»
Особую роль и неоценимую помощь в решение задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей могут оказать устное народное творчество и художественная литература.
Публикация «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы» размещена в разделах
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что с самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребёнка. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку. Становилось достижением многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, мальчиков- с охотой и рыбной ловлей рубкой леса, уходом за домашними животными. При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.
Спи, Ванюша,
Спи, родной
Спи, Ванюша,
Спи, усни,
Не вздымай головы,
Бай да люли,
Будет пора,
Да разбудим тебя.
Спи, спи,усни,
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить,
Тетерку ловить,
Будешь лес рубить,
Татку, мамку кормить
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим - красивая, нежная, хрупкая, о мальчике - сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных величаниях мальчиков и девочек. Большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, причестке.
Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах - озера синь,
А стан будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа – цветущий май!
Радость доченька моя.
Еду – еду к бабе к деду, на лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке, в старом лапоточке…
Даже в колыбельных песенках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснет», «Спи доченька маленька», «Сынко голубочек».
Велика и роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающей мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром. Особенностями взаимоотношения полов.
Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникшими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешенных сказок» обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребёнок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать разные социальные возможности девочки и мальчика.
Существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», «Снежная королева», воздействует на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником для самых маленьких.
С помощью сказок, стихов, рассказов формируется представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
При подборе художественных произведений необходимо учитывать принципы :
- доступность возрасту;
- эмоциональная привлекательность;
- динамичность сюжета;
- эмоциональное и образное описание главных героев;
-наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру;
- динамика характера героев.
Работу можно распланировать по разделам и подобрать соответствующую литературу.
«Мальчики и девочки будущие – мужчины и женщины». Сказки: «Гуси - лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора», «Мужик и медведь»
«Маленькие умельцы и умелицы». Сказки: «Крошечка - Хаврошечка», «Рукодельница - Ленивица», «Царевна - лягушка»
«Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка», «Добрыня и змей».
«Мужской и женский этикет». Сказки «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица»
«Мальчики и девочки – мы будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Мальчик – с – пальчик»
Особую роль в НОД отводится чтению художественной литературы с последующей этической беседой. Некоторые беседы проводятся фронтально, т. е. художественные произведения обсуждается совместно и с мальчиками, и с девочками. Отдельные художественные произведения используются в условиях «секретных совещаний» либо только с девочками, либо только с мальчиками.
Сформировать положительный образ девочки, обладающей такими качествами, как скромность, трудолюбие, заботливость, миротворчество, помогают русские народные сказки («Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Дикие лебеди», а также такие произведения, как «Мальчик потерялся», З. Александровой, «Младший брат» А. Барто, «Научу братца обуваться» Е. Благининой, «Воскресение» В. Бахтевой, «Мы друзья» Б. Заходера, «Подружка» А. Кузнецовой.
Разбирая с детьми произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, необходимо подчеркнуть общественную значимость и нравственную направленность этих качеств мужество. Смелость и сила нужны только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работы. Собирательный образ мужественного героя помогают сформировать сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Царевна - лягушка», «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева, «Вертолетчики» Б. Бахаревкого, «Сквозь буран» И. Винокурова, «Почта», «На льдине» Б. Житкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, стихотворения «Сам» К. Мурзалиев, «Вот когда я взрослым стану» В. Прихотько, «Я один у мамы сын» А. Усанова, «Серёжа и гвозди» В. Берестов, «Мастер» Б. Заходер.
Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль художественной литературы является одной из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и жен ственности, мы можем и должны использовать в своей работе художественную литературу, и тогда эта работа будет живой, интересной, разнообразной, образной, увлекательной, высокоэффективной.