Наталия Гриценко
Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, которая окружает мальчиков и девочек.
Слайд №2. Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:
схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; " и т. п.,
Публикация «Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников» размещена в разделах
уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т. п., где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т. д.);
макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой, стольцы (табуретки, сундуки, детская люлька, прялка и т. д. ;
атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);
Слайд№3 В группах старшего дошкольного возраста мальчишки совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Слайд №4 Огромная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. У нас в группе мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжёлую» работу, например: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующие технологии полоролевого воспитания:
1. Слайд №5 Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений: этические беседы, символические игры (игровые методы P.M. Чумичёвой)
2. Слайд №6 Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения: проблемные ситуации, игры- драматизации, коммуникативные игры.
3. Слайд №7 Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности: игры-состязания «Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка»
4. Слайд №8 Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания: народные игры, сказки, материнский фольклор.
Слайд № 9 При организации и проведении НОД учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. На занятиях по математике предлагаем мальчикам для порядкового счета солдатиков, самолётики, кораблики, флажки, а девочкам – бабочек, цветочки и т. д.
Слайд № 10 Организация трудовой деятельности: мальчики выполняют более тяжёлую работу, девочки – кропотливую.
Слайд №11 На занятиях по физической культуре подбираем различные упражнения для девочек и мальчиков, устанавливаем различную дозировку, а так же стараемся по-разному обучать сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам).
Слайд №12 На музыкальных занятиях мальчишки учатся навыкам ведущего партнёра, а у девочек развиваем грациозность и мягкость движений
Слайд №13 В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект : дети рисуют портреты своих мамочек и пап. На все праздники ребята делают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек.
Слайд №14 Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация. Для активизации родителей мною были проведены консультации по воспитанию мальчиков и девочек «Гендерное воспитание в семье», «Гигиена мальчиков и девочек». Были оформлены папки – передвижки «Будущий мужчина», «Будущая женщина». На родительских собраниях выступал психолог, а многодетные семьи обменивались родительским опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье.
Слайд №15 Положительно зарекомендовали себя в моей педагогической практике такие формы : составление родословной семьи; создание фотоальбомов с семейными увлечениями, семейные конкурсы «Рыцарский турнир», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучшая семейная поделка».
Я думаю, что наработанный опыт нашего ДОУ будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Слайд №16 Спасибо за внимание!
Используемая литература: Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание и развитие дошкольников».