Татьяна Юрченко
Квалификационная работа на тему: «Формирование гендерной принадлежности у детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание представителей самых разных профессий: педагогов, психологов, писателей, артистов, физиологов и философов. Для детей дошкольного возраста, она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудовой и учебной. В процессе игры активно работают его воображение и память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Публикация «Квалификационная работа на тему: „Формирование гендерной принадлежности у детей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Мальчики и девочки. Сценарии развлечений
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. гендерное воспитание - составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Гипотеза: театрализованная деятельность влияет на формирование гендерной принадлежности у детей.
Для проведения работы по этой теме мы поставили для себя
Цель:
Организация театрализованных игр с учётом гендерных особенностей детей
Задачи:
1. Создать условия для театрализованных игр.
2. Развивать творческие способности детей.
Методы исследования: изучение научной литературы по данной проблеме, беседы с детьми, чтение русских народных сказок, творческие игры со словом.
1. Работа с детьми по формированию гендерной принадлежности по средством театрализованной деятельности.
Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:
ребенок не должен предпочитать все время игрушки и игровые роли
противоположного пола;
стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
активность в выраженном желании изменить свой пол и имя должны насторожить взрослых;
рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичностью.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является:
Преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, педагогам рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию :
сюжетно–ролевая игра «Семья»,«Шофер», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа»,«Детский сад».
беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;
проблемные ситуации с этическим содержанием;
изготовление подарков для мам, пап;
дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?»,
«Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что.», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитываетсясвоеобразие каждой возрастной группы.
Подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов и воспитателей изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребенка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.
Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение с учетом гендерной принадлежности.
Театрализованная деятельность это возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, оказывающее влияние на формирование гендерной принадлежности.
Сопереживание героями инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах, присущих мужчине и женщине.
В нашем детском саду на 2014-2015 год была поставлена годовая задача «Театрализованная деятельность» и для каждой группы была выбрана тема. Мы работали над темой : «Формирование гендерной принадлежности детей средствами театрализованной деятельности».
В процессе театрализованной деятельности дети-актеры, опираясь на речевые игры и упражнения, учатся выразительно, четко, грамотно вести роль своего персонажа, и, следовательно, приобретают представления о том, как должны вести себя герои мужского и женского рода, а в дальнейшем – мужчины и женщины.
Для реализации поставленных задач мы использовали различные формы работы : беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, организация игры драматизации по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Особое внимание мы уделили созданию условий для развития театрально – игровой деятельности, где разнообразие театров помогает развить познавательный интерес у детей. В группе есть различные виды театров пальчиковый, настольный, кукольный, бибабо, теневой, плоскостной. Большую помощь в организации предметно – развивающей среде по данному направлению оказывают родители. Изготавливают атрибуты, костюмы, маски, декорации. Мы с детьми обыгрываем прочитанные произведения, ставим спектакли, которые показываем другим детям, что способствует закреплению знаний, полученных в процессе образовательной деятельности, обогащению социального опыта, развитию детского творчества, раскрытию потенциала, формированию умений мыслить. Размещая оборудование и материалы, так же учитываю поло ролевые особенности детей. Что бы роль для себя найти могли мальчики и девочки. В театрализованной деятельности дети выбирают роли присущие определенному полу. В результате у мальчиков формируется мужские черты характера как (смелость, храбрость, решительность, сила, выносливость, вера, отвага, благородство и др.) у девочек - женские это (чувствительность, доброта, нежность, сострадание, отзывчивость терпеливость, забота др).
Для дальнейшей работы мы определили перспективный план деятельности по формированию гендерной принадлежности по средством театрализованной деятельности.
Исходя из поставленой нами задачи развивать творческие способности детей, нами была проведена диагностика.
2. Диагностика развития детей старшей группы «Золотая рыбка» за 2014-2015 год.
Развивающие задачи Уровни развития
Ознакомление с художественной литературой
1. Освоение действий замещения персонажей сказок и героев • Высокий
• средний
• низкий
2. развитие действий использования пространственно-временной модели для пересказа сказки
• Высокий
• Средний
• низкий
3. освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации
• высокий
• средний
• низкий
4. развитие действий планирования при проведении игры-драматизации
• Высокий
• Средний
• низкий
Уровень развития воображения
1. способность создавать оригинальные образы
• Высокий
• Средний
• низкий
2. Изучение беглого мышления при создании оригинального образа
• Высокий
• Средний
• низкий
3. умение передавать характер персонажа мимикой, пантомимикой и другими выразительными средствами
• Высокий
• Средний
• низкий
В результате проведё нной диагностики на констатирующем этапе исследования было выявлено:
С высоким уровнем развития творческих способностей было 20 % детей, со среднем 65% детей и с низким уровнем 15%.
После проведённой работы анализ данных диагностики по направлениям «Ознакомление с художественной литературой» и «уровень развития воображения» показывает положительную динамику в усвоении детьми необходимых для организации игр-драматизаций навыков и умений, исчез «низкий уровень». Так, с высоким уровнем развития творческих способностей стало 30% детей, со среднем 70% детей.
Заключение
В ходе нашего исследования, мы заметили, что дети стали более раскрепощёнными, доброжелательными. Мальчики стали более внимательными к девочкам (уступать им, делать комплименты, а девочки в сою очередь стали более ласковыми.
Эти изменения были видны и в сюжетно-ролевых играх таких как, «Семья», «Дом», «Дочки-матери» и т. д., дети стали более уверенно распределять роли, мальчики активно включаться в игру.
Таким образом, результаты полученные в ходе педагогического исследования по проблеме формирования гендерной принадлежности детей по средством театрализованных игр, подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что театрализованная деятельность влияет на формирование гендерной принадлежности у детей.
В результате исследования нам удалось доказать, что использование разработанной нами модели формирования гендерной принадлежности у детей через игры-драматизации позволяет наиболее эффективно осуществлять процесс развития ребёнка-дошкольника.