Приложение МААМ

Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

Ирина Погребняк
Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

Тема: Дифференциация у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Цель: Развивать речедвигательные и слуховые ощущения, вырабатывать у учащихся умение различать буквы у и ю, соотносить их со звуками.

Задачи:

Образовательные: закрепление понятия букв у, ю;

закрепление знаний о механизмах образования звуков [у] - [йу]; активизация словарного запаса.

Развивающие: развитие фонематического восприятия на данный

артикуляционный уклад;

Публикация «Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте» размещена в разделах

совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

развитие фонематического слуха на данные акустические образы.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость и настойчивость;

адекватное отношение к своему дефекту и интерес к его устранению.

Коррекционные: дифференциация у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте;

закрепление отличительных артикуляционных и акустических признаков в чужой и самостоятельной речи.

Оборудование: зеркала, материал для формирования правильного выдоха (вата, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные картинки, карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Встали ровненько

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладошки три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихонько сесть.

Дети повторяют движения за логопедом.

2. Дыхательная гимнастика

Проведём дыхательную гимнастику.

1. Формирование нижнедиафрагмального дыхания: учить дышать животом

Сидя на стуле: ладони кладём в области диафрагмы

Вот мы шарик надуваем (вдох)

А руками проверяем (задерживаем дыхание)

Шарик лопнул, выдыхаем, (выдох)

Наши мышцы расслабляем.

Повторим ещё раз.

2. Формирование целенаправленного ротового выдоха

1. А сейчас я вам раздам снежинки:

Упр. «Сдуй снежинку с ладони» - кончик языка находится между резцами, наша задача – сдуть вату с ладони.

3. Формирование дифференцированного дыхания

(если есть нозализация)

- Сели ровненько, - вдох, - выдох,

- ч/з нос, - ч/з нос,

- ч/з нос, - ч/з рот,

- ч/з рот, - ч/з нос,

- ч/з рот, - ч/з рот.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика

Для губ.

1. Упр. «Трубочка» - на счёт раз: губки сомкнули,

два: вытянули вперёд. Выполняем под счёт: 1-2 (5-6 р.)

2. Упр. «Улыбка» - губки сомкнули, уголки губ максимально раздвинули и удерживаем по счёту до 5и. (5-6р.)

Для языка.

1. Упр. «Иголочка» - представьте, что перед вами конфетка, вам нужно кончиком тоненького языка дотянуться до неё и почувствовать вкус конфетки. Тянемся, тянемся, молодцы! Глотаем слюну.

2. Упр. «Рубим капусту» - покусать кончик языка.

3. Упр. «Сладкое варенье» - наши губки вымазаны сладким вареньем. Давайте оближем губки широким кончиком языка.

Дети по показу выполняют упражнения.

4. Сообщение темы занятия

- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия вы должны отгадать ребус: (Показ картинки)

Если дети затрудняются - (загадку):

В полотняной стране,

По реке – простыне

Плывёт пароход, то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

- Молодцы, правильно. Назовите мне гласные буквы в этом слове.

-Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

-Посмотрите картинки: утка и юбка.

-Назови первые буквы в этих словах.

-Какую гласную легче произносить?

-А почему?

-Вспомним, буква ю состоит из 2 звуков:

• если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной;

• если буква ю стоит после согласной, то она придаёт ей мягкость;

- К гласным какого ряда (1или2) относится буква ю?

-Значит, вспоминаем правило, гласные 2 ряда дают мягкость впереди стоящему согласному.

-Отличаются ли они по звучанию и написанию?

- Гласную у произносить легче.

- Гласная буква ю даёт 2 звука й и у.

- Буква ю относится к гласным 2 ряда.

5. Анализ артикуляции звуков

Логопед просит вспомнить артикуляцию звуков [у] и[й у]:

- Дайте анализ артикуляции [у].

Перед детьми артикуляционный план и зеркала.

- губы округлены и сильно выдвинуты вперёд, кончик языка отходит от нижних зубов, спинка выгнута, голосовые связки работают.

- Хорошо, а при произношении [й]?

- губы в улыбке, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка – горкой. Голосовые складки работают. Артикуляционный план

6. Характеристика звуков

- Звук [у] – гласный или согласный?

-Гласный, т. к. звук не встречает преграды и поётся.

- А звук [й] – гласный или согласный?

- Согласный, мягкий, звонкий.

7. Физ. минутка.

8. Связь звуков с буквами

- Ребята, вспомните, какие виды букв вы знаете?

-Печатные и письменные

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

- Из скольких элементов состоит заглавная буква У?

-Заглавная буква У состоит из 2 элементов.

-А строчная?

-Строчная буква У тоже состоит из 2 элементов.

Показ элементов буквы У на доске.

- Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

- Из скольких элементов состоит заглавная буква Ю?

-Заглавная буква Ю состоит из 3 элементов.

-А строчная ю?

-Строчная буква ю тоже состоит из 3 элементов.

Показ элементов буквы Ю на доске.

-Найдите буквы У и Ю среди числа других букв. (J O C У D Q R Ю ФU S)

Карточки с печатными буквами.

У Ю

Карточка с буквами

J O C У D Q R Ю ФU S

9. Развитие фонематического слуха

Игра «Разведчики».

- А сейчас давайте поиграем и посмотрим, кто самый внимательный, тот сможет быть разведчиком.

Я называю звуки, слоги, слова, а вы, если услышите звук [у] хлопните 1 раз:

[к], [у], [й у], [о], [и], [ у];

юс, ут, ус, тю, ют, ук, юм, ум, ру, юж, уж; ухо, юбка, дом, окно, пушка, мак, люк, огурец.

Дети делают хлопки на звуке У.

10. Дифференциация звуков в слогах

-Прочитайте слоги и выпишите их в 2 строчки:

в 1 – слоги с буквой У,

во 2 – слоги с буквой Ю:

му, ру, ют, су, рю, ру, жу, вю, пю, ум, лю, юс.

11. Дифференциация звуков в словах

1. -Посмотрите на картинку, что это? - Это лук.

- Для чего нужен лук? - Лук это овощ, его употребляют в пищу.

-А это что? -Это крышка люка.

-Для чего нужен люк? -Его используют в целях безопасности людей, закрывают на дорогах, тротуарах, во дворах все канализационные ходы.

-В слове лук какой гласный звук мы слышим?

-В слове лук мы слышим гласный звук [у].

А в слове люк какой гласный звук слышим?

-А в слове люк слышим гласный звук [й у].

-Молодцы, правильно, запишите эти слова.

2. -Теперь посмотрите внимательно на доску, из данных слогов вам необходимо правильно составить слова и записать их в тетрадь, подчеркните букву у - одной чёрточкой, а букву ю - двумя:

Составляют слова:

Ро, у, ки; Уроки, (в начале)

доч, ка, у; удочка, (в начале)

ю, ка, та; каюта, (в середине)

люч, ко, ка; колючка, (в середине)

баш, ру, ка. рубашка, (в середине).

Картинки

- Где находится буква у (ю) в словах?

- Выложить схему слов на доске.

Карточка со слогами:

Ро, у, ки;

доч, ка, у;

ю, ка, та;

люч, ко, ка;

баш, ру, ка

12. Дифференциация звуков в словосочетаниях и в предложении

- Ребята, а сейчас будьте внимательны, нужно списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы у или ю: читаю,

Р_шки на _бке, - (звук р, -тв. или мяг.)

(-Вспоминаем правило, гласные 2 ряда дают мягкость впереди стоящему согласному; -А в начале слова)

к_к_шка на с_к_,

од_ванчики на л_г_;

Я говор_ чист_ю правд_.

У Л_си в комнате у_тно.

Работа у доски (по одному)

Дети выполняют:

Карточка со словосочетаниями и предложениями.

Рюшки на юбке,

кукушка на суку,

одуванчики на лугу,

Я говорю чистую правду.

У Люси в комнате уютно.

13. Дифференциация звуков тексте

- Внимательно прочитайте стихотворение.

Найдите ошибки, спишите и подчеркните исправленные буквы:

Карточка со стихотворением

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Очень бабушку лублю,

Всё равно я ей грюблю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражайу.

(С. Михалков.)

14. Домашнее задание

15. Итог занятия

- Итак, ребята, над чем мы сегодня работали?

- Мы сегодня работали с буквами у – ю, различали, какую букву надо вставить.

- Буква ю какими звуками обозначается?

Дети анализируют звуки, дают характеристику.

- Буква у -?

16. Оценка работы детей на занятии

- Кого бы вы похвалили сегодня на занятии?

- А я ещё хочу похвалить__,___,___за__,___,.

Спасибо, молодцы.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс) количество часов в неделю –1 Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 15:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Погребняк (УИ 283794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД