Ирина Погребняк
Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
Тема: Дифференциация у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Цель: Развивать речедвигательные и слуховые ощущения, вырабатывать у учащихся умение различать буквы у и ю, соотносить их со звуками.
Задачи:
Образовательные: закрепление понятия букв у, ю;
закрепление знаний о механизмах образования звуков [у] - [йу]; активизация словарного запаса.
Развивающие: развитие фонематического восприятия на данный
артикуляционный уклад;
Публикация «Конспект занятия Дифференциация [у]-[ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
развитие фонематического слуха на данные акустические образы.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость и настойчивость;
адекватное отношение к своему дефекту и интерес к его устранению.
Коррекционные: дифференциация у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте;
закрепление отличительных артикуляционных и акустических признаков в чужой и самостоятельной речи.
Оборудование: зеркала, материал для формирования правильного выдоха (вата, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные картинки, карточки с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Встали ровненько
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладошки три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
А на шесть – тихонько сесть.
Дети повторяют движения за логопедом.
2. Дыхательная гимнастика
Проведём дыхательную гимнастику.
1. Формирование нижнедиафрагмального дыхания: учить дышать животом
Сидя на стуле: ладони кладём в области диафрагмы
Вот мы шарик надуваем (вдох)
А руками проверяем (задерживаем дыхание)
Шарик лопнул, выдыхаем, (выдох)
Наши мышцы расслабляем.
Повторим ещё раз.
2. Формирование целенаправленного ротового выдоха
1. А сейчас я вам раздам снежинки:
Упр. «Сдуй снежинку с ладони» - кончик языка находится между резцами, наша задача – сдуть вату с ладони.
3. Формирование дифференцированного дыхания
(если есть нозализация)
- Сели ровненько, - вдох, - выдох,
- ч/з нос, - ч/з нос,
- ч/з нос, - ч/з рот,
- ч/з рот, - ч/з нос,
- ч/з рот, - ч/з рот.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика
Для губ.
1. Упр. «Трубочка» - на счёт раз: губки сомкнули,
два: вытянули вперёд. Выполняем под счёт: 1-2 (5-6 р.)
2. Упр. «Улыбка» - губки сомкнули, уголки губ максимально раздвинули и удерживаем по счёту до 5и. (5-6р.)
Для языка.
1. Упр. «Иголочка» - представьте, что перед вами конфетка, вам нужно кончиком тоненького языка дотянуться до неё и почувствовать вкус конфетки. Тянемся, тянемся, молодцы! Глотаем слюну.
2. Упр. «Рубим капусту» - покусать кончик языка.
3. Упр. «Сладкое варенье» - наши губки вымазаны сладким вареньем. Давайте оближем губки широким кончиком языка.
Дети по показу выполняют упражнения.
4. Сообщение темы занятия
- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия вы должны отгадать ребус: (Показ картинки)
Если дети затрудняются - (загадку):
В полотняной стране,
По реке – простыне
Плывёт пароход, то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
- Молодцы, правильно. Назовите мне гласные буквы в этом слове.
-Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
-Посмотрите картинки: утка и юбка.
-Назови первые буквы в этих словах.
-Какую гласную легче произносить?
-А почему?
-Вспомним, буква ю состоит из 2 звуков:
• если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной;
• если буква ю стоит после согласной, то она придаёт ей мягкость;
- К гласным какого ряда (1или2) относится буква ю?
-Значит, вспоминаем правило, гласные 2 ряда дают мягкость впереди стоящему согласному.
-Отличаются ли они по звучанию и написанию?
- Гласную у произносить легче.
- Гласная буква ю даёт 2 звука й и у.
- Буква ю относится к гласным 2 ряда.
5. Анализ артикуляции звуков
Логопед просит вспомнить артикуляцию звуков [у] и[й у]:
- Дайте анализ артикуляции [у].
Перед детьми артикуляционный план и зеркала.
- губы округлены и сильно выдвинуты вперёд, кончик языка отходит от нижних зубов, спинка выгнута, голосовые связки работают.
- Хорошо, а при произношении [й]?
- губы в улыбке, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка – горкой. Голосовые складки работают. Артикуляционный план
6. Характеристика звуков
- Звук [у] – гласный или согласный?
-Гласный, т. к. звук не встречает преграды и поётся.
- А звук [й] – гласный или согласный?
- Согласный, мягкий, звонкий.
7. Физ. минутка.
8. Связь звуков с буквами
- Ребята, вспомните, какие виды букв вы знаете?
-Печатные и письменные
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
- Из скольких элементов состоит заглавная буква У?
-Заглавная буква У состоит из 2 элементов.
-А строчная?
-Строчная буква У тоже состоит из 2 элементов.
Показ элементов буквы У на доске.
- Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
- Из скольких элементов состоит заглавная буква Ю?
-Заглавная буква Ю состоит из 3 элементов.
-А строчная ю?
-Строчная буква ю тоже состоит из 3 элементов.
Показ элементов буквы Ю на доске.
-Найдите буквы У и Ю среди числа других букв. (J O C У D Q R Ю ФU S)
Карточки с печатными буквами.
У Ю
Карточка с буквами
J O C У D Q R Ю ФU S
9. Развитие фонематического слуха
Игра «Разведчики».
- А сейчас давайте поиграем и посмотрим, кто самый внимательный, тот сможет быть разведчиком.
Я называю звуки, слоги, слова, а вы, если услышите звук [у] хлопните 1 раз:
[к], [у], [й у], [о], [и], [ у];
юс, ут, ус, тю, ют, ук, юм, ум, ру, юж, уж; ухо, юбка, дом, окно, пушка, мак, люк, огурец.
Дети делают хлопки на звуке У.
10. Дифференциация звуков в слогах
-Прочитайте слоги и выпишите их в 2 строчки:
в 1 – слоги с буквой У,
во 2 – слоги с буквой Ю:
му, ру, ют, су, рю, ру, жу, вю, пю, ум, лю, юс.
11. Дифференциация звуков в словах
1. -Посмотрите на картинку, что это? - Это лук.
- Для чего нужен лук? - Лук это овощ, его употребляют в пищу.
-А это что? -Это крышка люка.
-Для чего нужен люк? -Его используют в целях безопасности людей, закрывают на дорогах, тротуарах, во дворах все канализационные ходы.
-В слове лук какой гласный звук мы слышим?
-В слове лук мы слышим гласный звук [у].
А в слове люк какой гласный звук слышим?
-А в слове люк слышим гласный звук [й у].
-Молодцы, правильно, запишите эти слова.
2. -Теперь посмотрите внимательно на доску, из данных слогов вам необходимо правильно составить слова и записать их в тетрадь, подчеркните букву у - одной чёрточкой, а букву ю - двумя:
Составляют слова:
Ро, у, ки; Уроки, (в начале)
доч, ка, у; удочка, (в начале)
ю, ка, та; каюта, (в середине)
люч, ко, ка; колючка, (в середине)
баш, ру, ка. рубашка, (в середине).
Картинки
- Где находится буква у (ю) в словах?
- Выложить схему слов на доске.
Карточка со слогами:
Ро, у, ки;
доч, ка, у;
ю, ка, та;
люч, ко, ка;
баш, ру, ка
12. Дифференциация звуков в словосочетаниях и в предложении
- Ребята, а сейчас будьте внимательны, нужно списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы у или ю: читаю,
Р_шки на _бке, - (звук р, -тв. или мяг.)
(-Вспоминаем правило, гласные 2 ряда дают мягкость впереди стоящему согласному; -А в начале слова)
к_к_шка на с_к_,
од_ванчики на л_г_;
Я говор_ чист_ю правд_.
У Л_си в комнате у_тно.
Работа у доски (по одному)
Дети выполняют:
Карточка со словосочетаниями и предложениями.
Рюшки на юбке,
кукушка на суку,
одуванчики на лугу,
Я говорю чистую правду.
У Люси в комнате уютно.
13. Дифференциация звуков тексте
- Внимательно прочитайте стихотворение.
Найдите ошибки, спишите и подчеркните исправленные буквы:
Карточка со стихотворением
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Очень бабушку лублю,
Всё равно я ей грюблю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражайу.
(С. Михалков.)
14. Домашнее задание
15. Итог занятия
- Итак, ребята, над чем мы сегодня работали?
- Мы сегодня работали с буквами у – ю, различали, какую букву надо вставить.
- Буква ю какими звуками обозначается?
Дети анализируют звуки, дают характеристику.
- Буква у -?
16. Оценка работы детей на занятии
- Кого бы вы похвалили сегодня на занятии?
- А я ещё хочу похвалить__,___,___за__,___,.
Спасибо, молодцы.