МААМ-картинки

Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»

Наргиз Болтёнкова
Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)

Цель: дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Публикация «Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения „Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах

коррекционно-образовательные : закреплять правильную артикуляцию и различение звуков [р-л] на слух в словах, предложениях, учить давать сравнительную характеристику звуков, учить образовывать притяжательные прилагательные, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», отгадывать загадки, закреплять умение проводить звуковой анализ, пересказывать, учить отвечать полным ответом.

коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную моторику,развивать мелкую моторику и общую координацию движений,развивать процессы восприятия, внимания, мышления, развивать навык письма

коррекционно-воспитательные : воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции логопеда, воспитывать бережное отношение к животным и природе, знать правила поведения в лесу.

Оборудование: компьютер, аудиозапись «Звуки природы», подушки для детей, презентация «Веселые зверята», аудиозапись Железновой Е.», массажные шарики и пружинки су-джок, картинка – путаница, профили звуков [р], [л], картинки диких животных, текст «Рыженькая белка» силлюстрациями, аудиозапись «У жирафа пятна.», цветные карандаши, картинки –раскраски.

Ход НОД.

1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня хорошая погода и я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Располагайтесь на лесной поляне, закрывайте глаза, слушайте.

Включается аудиозапись «Звуки природы», дети садятся на ковре на подушки – «лесная поляна»

2. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. Игра «Чья песенка?» - образование притяжательных прилагательных.

Дети слушают звуки природы : поют птицы, журчит ручей, квакают лягушки, фыркает ёжик, рычит медведь, воет волк, рычит тигр.

Логопед: Какие звуки леса вы узнали?

Дети перечисляют услышанные звуки.

Логопед: Кто квакал?

Дети: Лягушки.

Логопед: Значит, чью песенку мы слышали?

Дети: Лягушачью.

Логопед: Фыркал ёжик. Чья была песенка?

Дети: Ежиная.

Образование прилагательных:

Рычит медведь (чья песенка) медвежья

Воет волк (чья песенка) волчья,

Рычит тигр (чья песенка) тигриная

Логопед: Молодцы! Лес – дом для животных. Расскажите, как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

3. Артикуляционная гимнастика. Презентация «Веселые зверята»

Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, что животные могут делать зарядку для языка? Давайте посмотрим на веселых зверят и повторим движения вместе с ними.

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл. (упр. «Окошко»)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам. (упр. «Улыбка»)

Знает весь народ: любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет, и подсядет к меду ближе. (упр. «Вкусное варенье»)

Зайцы прыгают вверх-вниз,

Повтори-ка, не ленись. (упр. «Качели»)

Вот лошадка – серый бок,

Стучит копытами цок, цок. (упр. «Лошадка»)

Собирала белочка прямо на дорожке

Крупные грибочки на высокой ножке. (упр. «Грибок»)

Логопед

Спасибо за зарядку! Прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад –

садимся за руль машины и едем.

Под музыку «АВТОБУС» Е Железновой : дети имитируют движения – крутят руль – «подъезжают» и садятся на стулья.

4. Развитие целостного восприятия: картинка - путаница (яблоко, груша, лимон, рысь, лось, чайник)

Дети садятся за столы.

Логопед: Давайте посмотрим на эту путаницу. Вы узнали, что здесь нарисовано?

Логопед: Назовите фрукты. (яблоко, груша, лимон). Как мы скажем – чайник – это что? (посуда). Каких животных вы видите? (рысь, лось)

5. Характеристика звуков [р], [л] по акустическим признакам, по артикуляции (профили звуков)

Логопед: Какой первый звук в слове «лось»?

Дети: звук [л].

Логопед: Дайте характеристику звуку, какой он: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: Это согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Как должен двигаться наш язычок при произнесении звука [л]?

Дети: Язычок упирается за верхние зубы.

Логопед: Какой первый звук в слове «рысь»?

По такой схеме дети характеризуют звук [р] : согласный, твердый, при произнесении звука [р] язычок дрожит за верхними зубами.

6. Дифференциация звуков [р-л], определение позиции звука в слове. Игра «Зоопарк»

Дети должны распределить животных (картинки) в два вольера «Л» и «Р», определять позицию звука [р] или [л] в словах :

Л Р

Лось, лама Рысь, росомаха

Слон, волк, белка, Зебра, барсук, жираф,

Осёл, шакал. Тигр, бобр.

7. Автоматизация звуков [р-л] в слогах, словах с использованием

пружинок су-джок.

Дети произносят чистоговорки, надевая на палец массажную

пружинку су-джок.

Левая рука:

Большой палец - ла-ла-ла, видели осла.

Указательный палец - лу-лу-лу, подошли к ослу.

Средний палец - лы-лы-лы, упрямы все ослы.

Безымянный палец - ло-ло-ло, с ослом нам повезло.

Мизинец – лы-лы-лы, нам понравились ослы.

Правая рука:

Большой палец - ра-ра-ра, видели бобра.

Указательный палец - ру-ру-ру, подошли к бобру.

Средний палец - ры-ры-ры, сильные бобры.

Безымянный палец - ро-ро-ро, бобры делают добро.

Мизинец – ры-ры-ры, нам понравились бобры.

8. Массаж ладоней шариком су-джок с произнесением текста.

Логопед: Пальчики разработали, теперь очередь ладошек. К нам на ладошку прыгнула рыжая белочка.

Дети выполняют упражнение, сопровождая словами :

Белка, белка, рыжий бок,

По деревьям скок, да скок

Живой порхает огонек. (катают между ладонями)

Прыгни на мою ладошку,

Угощу тебя немножко. (сжать одной рукой)

Прыгни ты еще разок -

Хлеба дам тебе кусок. (сжать другой рукой)

Логопед: Молодцы! А теперь послушайте рассказ о нашей рыжей белочке.

9. Закрепление звуков [р-л] в связной речи. Пересказ рассказа «Рыженькая белка».

Логопед читает рассказ, показывает картинки, дети слушают, отвечают на вопросы после чтения, пересказывают.

У Лары жила рыженькая белка. Когда Лара садилась завтракать, рыженькая белка прыгала на стол и ела крошки. Лара давала рыженькой белке сахар и орехи, она грызла их или прятала под кровать. Лара очень любила ее. Один раз Лара играла с рыженькой белкой, а форточка была открыта. Проворный зверек прыгнул в форточку и скрылся. Целый вечер Лара искала рыженькую белку на улице и не нашла ее. Когда Лара уже ложилась спать и подняла одеяло, то там вдруг увидела: там спала рыженькая белка.

Логопед: У кого жила рыженькая белочка? (У девочки Лары)

Чем она питалась? (Лара кормила ее сахаром, орехами.)

Что случилось с белкой? (Она выпрыгнула в открытую форточку и убежала)

Как Лара нашла рыженькую белку? (Когда Лара ложилась спать и подняла одеяло, то увидела спящую белку)

Логопед: Молодцы! Сейчас мы подвигаемся под музыку.

10. Физминутка «У жирафа пятна» - развитие общей координации движений под музыку (аудиозапись)

На текст песни дети выполняют соответствующие движения.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (хлопают по телу)

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (хлопают по указанным частям тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, (щиплют тело)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (щиплют указанные части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде, (поглаживают тело)

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (гладят указанные части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь. Будем отгадывать загадку.

11. Развитие навыка звукового анализа слов. Отгадать загадки, написать отгадки, составить схему слова. (индивидуальная работа)

Логопед: Послушайте загадку:

Африканская коняшка надела

Полосатую рубашка (зебра)

Дети записывают ответы самостоятельно, делают анализ слова, составляют схему слова.

12. Работа с деформированным предложением. Составление схемы предложения. (индивидуальная работа)

Логопед: Послушайте предложения, всё ли в них верно?

Орехи собирают белку. (Белка собирает орехи)

У рога огромные лось. (У лося огромные рога)

Трава щиплет лама. (Лама щиплет траву)

Нора роет барсук. (Барсук роет нору)

Логопед: Давайте составим схему последнего предложения :

Барсук роет нору.

13. Итог.

Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Какие игры вам понравились? Какие задания вам показались трудными?

14. Оценка работы детей.

Логопед: Вы хорошо играли, правильно выполняли задания: каждому подарок – раскраска животного.

До свидания!

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 22:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Наргиз Болтёнкова (УИ 332515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД