Светлана Казьмина
Дидактические игры по развитию речи детей старшей группы «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
-Что можно сказать о снеге? Снег что делает?
(идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
-Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?
(идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)
-Что можно сказать о солнце?
(светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.)
-Что делает солнце весной?
(светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит.)
-Что делает трава весной?
Публикация «Дидактические игры по развитию речи детей старшей группы „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
(всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.)
-Что делают птицы весной?
(прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
-Что делают почки весной?
(наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зелёные, душистые, пахучие.)
-Что можно делать с цветами?
(сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу.)
Игра «Весенние слова»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
-Зимой небо какое?
(ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное.)
-Весной небо какое?
(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное.)
-Весной солнце какое?
(яркое, лучистое, тёплое, ласковое.)
-Травка весной какая?
(молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.)
Игра «Угадай»
-Весёлая, звонкая, прозрачная - что это?
(Капель, сосулька)
-Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный - что это?
(день)
Игра «Подбери слово»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
Игра «Как можно назвать весну?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
1 вариант
-Как можно назвать весну? Какая она?
(буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, тёплая, долгожданная, дружная, ранняя, поздняя, красивая, весёлая, робкая, несмелая)
-Какая это весна?
(ранняя, затяжная, тёплая, весёлая, неодетая, голая; ещё не раскрасившая всё в зелёный цвет)
-Каким цветом нарисуем весну?
(зелёная весна, всё зеленеет, раскрывается, пробуждается)
2 вариант.
-Что делает весна?
(наступает, приходит, радует, цветёт, благоухает, звенит, поёт, борется с зимой, побеждает)
Игра «Скажи наоборот о весне»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
ранняя - поздняя
затяжная - дружная
тёплая - холодная
весёлая - грустная
Игра «Умный словесник»
-Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
(Капель)
-Совсем маленькая капля.
(Капелька)
-Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд.
(Оттепель)
-Место, где стаял снег и открылась земля.
(Проталина)
-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.
(Половодье)
-Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.
(Распутица)
-Небольшой водный поток.
(Ручей)
-А как назвать его ласково?
(Ручеёк)
Игра «Угадай птицу»
1 вариант
Узнай птицу по описанию.
1. Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач)
2. Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец.)
3. Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
2 вариант.
-Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.
(грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, гусь, чиж, утка, стриж, щегол.)
-Грачи какие?
(крикливые, шустрые, небольшие, синевато-чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)
-Грачи что делают?
(Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей. возвращаются)
3 вариант.
Образование родственных слов.
Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачевник (скопление грачиных гнёзд)
Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый(-ая,-ое, скворечня, скворчата, скворчонок.