МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи

Анна Торопчина
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

(Средняя - подготовительная группы)

Игрушки

Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)» (детям от 4 лет)

Игрушка из резины — резиновая,

. железа — железная,

… дерева — деревянная,

. меха — меховая,

. материи — матерчатая,

. пластмассы — пластмассовая.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч — мячик,

Публикация «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи» размещена в разделах

кукла — куколка,

мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка,

собака — собачка,

пирамида — пирамидка,

локоть — локоток, локоточек,

рука — ручка, рученька,

голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька,

плечо — плечико,

лицо — личико,

щека — щечка,

брови — бровки.

Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей,

кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,

мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,

пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,

рука — руки — рук,

голова — головы — голов,

лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова,

плечо — плечи — плеч,

щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,

бровь — брови — бровей.

Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон.

Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т. п.

Формирование сложноподчиненного предложения с проти-вительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая;

мяч резиновый, а машина железная;

мишка меховой, а кукла резиновая;

кубик квадратный, а мяч круглый.

Осень

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в ро-дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое) — осеннее,

ветер (какой) — осенний,

аллея (какая) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

. дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,

. сыро — сырая,

. хмуро — хмурая,

. солнечно — солнечная,

. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Перелётные птицы

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька,

аист — аистенок,

цапля — цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)

Клин лебедей — лебединый,

караван журавлей —. ,

стая уток —. ,

. грачей —. ,

. соловьев —. .

Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей,

птица — птицы — птиц,

стриж — стрижи — стрижей,

аист — аисты — аистов,

жаворонок — жаворонки — жаворонков,

скворец — скворцы — скворцов,

трясогузка — трясогузки — трясогузок,

журавль — журавли — журавлей,

гусь — гуси — гусей,

утка — утки — уток,

селезень — селезни — селезней,

ласточка — ласточки — ласточек,

соловей — соловьи — соловьев,

лебедь — лебеди — лебедей,

кукушка — кукушки — кукушек,

гнездо — гнезда — гнезд,

яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Овощи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец — огурчик — огурчики,

помидор — помидорчик — помидорчики,

картофель — картошечка — картошечки,

баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

перец — перчик — перчики,

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

редис — редисочка — редисочки,

морковь — морковка (морковочка) — морковки,

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

репа — репка (репочка) — репки,

чеснок — чесночок — чесночки,

петрушка — петрушечка — петрушечки,

укроп — укропчик — укропчики,

капуста — капусточка — капусточки,

фасоль — фасолинка — фасолинки.

Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)

Помидор — помидоры — помидоров,

картофель — картофель — много картофеля (картошки,

баклажан — баклажаны — баклажанов,

перец — перцы — перцев,

кабачок — кабачки — кабачков,

тыква — тыквы — тыкв,

морковь — моркови — моркови,

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»,

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц,

репа — репы — реп,

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»,

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока,

петрушка — петрушка — много петрушки.

Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей. Ребенок передает овощ сто-

ящему рядом.

— Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

следующему.

— Два огурца.

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5- 7 лет)

Сок из помидоров — томатный,

. огурцов — огуречный,

. моркови — морковный,

. капусты — капустный,

. свеклы — свекольный;

грядка с огурцами — огуречная,

. морковью — морковная,

. картофелем — картофельная,

. кабачками — кабачковая,

. тыквой — тыквенная.

Фрукты

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон — лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов, один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

. грушами — грушевое — груша,

. сливами — сливовое — слива,

. персиками — персиковое — персик,

. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

пальма с бананами — банановая.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой

сок?»

Сок из яблок — яблочный,

. груш — грушевый,

. слив — сливовый,

. вишни — вишневый,

. лимонов — лимонный,

. абрикосов — абрикосовый,

. апельсинов — апельсиновый,. персиков — персиковый,. фруктов — фруктовый,. мандаринов — мандариновый.

Домашние птицы.

Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,

утка — утки — уток,

петух — петухи — петухов,

курица — куры — кур,

селезень — селезни — селезней,

гусенок — гусята — гусят,

гусыня — гусыни — гусынь,

утенок — утята — утят,

индюк — индюки — индюков,

индюшка — индюшки — индюшек,

индюшонок — индюшата — индюшат.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,

зерно — зернышко — зернышки,

курица — курочка — курочки,

цыпленок — цыпленочек — цыплятки,

утка — уточка — уточки,

гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки,

гусыня — гусынюшка — гусынюшки,

утенок — утеночек — утятки,

индюшка — индюшечка — индюшечки,

индюшонок — индюшоночек — индюшатки,

яйцо — яичко — яички,

крыло — крылышко — крылышки.

Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее,

мягкий — мягче,

твердый — тверже,

длинный — длиннее,

короткий — короче,

добрый — добрее,

злой — злее,

сильный — сильнее,

слабый — слабее,

высокий — выше,

низкий — ниже,

толстый — толще,

тонкий — тоньше.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема : «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

Консультация для логопедов «Формирование грамматического строя речи» Одной из основных проблемных тем в развитии речи детей старших групп, посещающих коррекционные занятия логопеда является формирование грамматического.

Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи дошкольников» Формирование грамматического строя речи дошкольников. Грамматика –это наукао строе языка, о его законах. Она объединяет в себе: -словообразование.

Игры на развитие образного строя речи детей дошкольного возраста "ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ" На игровом поле по кругу изображены контуры легко узнаваемых ребенком предметов. В центре окружности - крутящаяся со.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 16:48
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Торопчина (УИ 397080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД