Анна Торопчина
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
(Средняя - подготовительная группы)
Игрушки
Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)» (детям от 4 лет)
Игрушка из резины — резиновая,
. железа — железная,
… дерева — деревянная,
. меха — меховая,
. материи — матерчатая,
. пластмассы — пластмассовая.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Мяч — мячик,
Публикация «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
кукла — куколка,
мишка — мишенька, мишутка,
машина — машинка,
собака — собачка,
пирамида — пирамидка,
локоть — локоток, локоточек,
рука — ручка, рученька,
голова — головка, головушка,
нога — ножка, ноженька,
плечо — плечико,
лицо — личико,
щека — щечка,
брови — бровки.
Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)
Мяч — мячи — мячей,
кукла — куклы — кукол,
кубик — кубики — кубиков,
мишка — мишки — мишек,
собачка — собачки — собачек,
пирамида — пирамиды — пирамид,
матрешка — матрешки — матрешек,
нога — ноги — ног,
машина — машины — машин,
рука — руки — рук,
голова — головы — голов,
лицо — лица — лиц,
кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова,
плечо — плечи — плеч,
щека — щеки — щек,
ресница — ресницы — ресниц,
бровь — брови — бровей.
Согласование существительного с личным местоимением
Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон.
Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит — машины стоят,
кукла спит — куклы спят,
собачка лает — собачки лают,
мяч лежит — мячи лежат,
мишка ревет — мишки ревут,
машина едет — машины едут.
Согласование существительного с прилагательным
Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т. п.
Формирование сложноподчиненного предложения с проти-вительным союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая;
мяч резиновый, а машина железная;
мишка меховой, а кукла резиновая;
кубик квадратный, а мяч круглый.
Осень
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в ро-дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое) — осеннее,
ветер (какой) — осенний,
аллея (какая) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Перелётные птицы
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)
Клин лебедей — лебединый,
караван журавлей —. ,
стая уток —. ,
. грачей —. ,
. соловьев —. .
Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.
Овощи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики,
помидор — помидорчик — помидорчики,
картофель — картошечка — картошечки,
баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
перец — перчик — перчики,
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,
редис — редисочка — редисочки,
морковь — морковка (морковочка) — морковки,
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,
репа — репка (репочка) — репки,
чеснок — чесночок — чесночки,
петрушка — петрушечка — петрушечки,
укроп — укропчик — укропчики,
капуста — капусточка — капусточки,
фасоль — фасолинка — фасолинки.
Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)
Помидор — помидоры — помидоров,
картофель — картофель — много картофеля (картошки,
баклажан — баклажаны — баклажанов,
перец — перцы — перцев,
кабачок — кабачки — кабачков,
тыква — тыквы — тыкв,
морковь — моркови — моркови,
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»,
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц,
репа — репы — реп,
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»,
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока,
петрушка — петрушка — много петрушки.
Игра «Мы считаем»
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей. Ребенок передает овощ сто-
ящему рядом.
— Один огурец. Второй ребенок отдает огурец
следующему.
— Два огурца.
Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5- 7 лет)
Сок из помидоров — томатный,
. огурцов — огуречный,
. моркови — морковный,
. капусты — капустный,
. свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная,
. морковью — морковная,
. картофелем — картофельная,
. кабачками — кабачковая,
. тыквой — тыквенная.
Фрукты
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон — лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев,
ветка — ветки — веток,
пальма — пальмы — пальм,
семя (семечко) — семена — много семян,
сок — соки — много соков, много сока.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)
Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов, один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
. грушами — грушевое — груша,
. сливами — сливовое — слива,
. персиками — персиковое — персик,
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;
пальма с бананами — банановая.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой
сок?»
Сок из яблок — яблочный,
. груш — грушевый,
. слив — сливовый,
. вишни — вишневый,
. лимонов — лимонный,
. абрикосов — абрикосовый,
. апельсинов — апельсиновый,. персиков — персиковый,. фруктов — фруктовый,. мандаринов — мандариновый.
Домашние птицы.
Образование множественного числа существительных в име-нительном и родительном падежах «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки,
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее,
мягкий — мягче,
твердый — тверже,
длинный — длиннее,
короткий — короче,
добрый — добрее,
злой — злее,
сильный — сильнее,
слабый — слабее,
высокий — выше,
низкий — ниже,
толстый — толще,
тонкий — тоньше.