Марина Исаева
Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Целью исследовательской работы является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
В соответствии с целью были определены следующие задачи :
Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
Формирование умения устанавливать количественные соотношения.
Свою работу начала с диагностики - с целью выявления уровня развития элементарных математических представлений у детей. Для этого использовали методическое пособие Верещагиной Н. В. «Результаты мониторинга образовательного процесса. Вторая младшая группа».
Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр занимательной математики - тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей.
Организуя центр занимательной математики, исходили из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в центр такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
В течение года, по мере освоения игр, вносили новые, более сложные, разнообразить виды игрового материала.
Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, старались строить с учетом дидактических принципов : научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:
–НОД,
-Совместная деятельность в ходе режимных моментов
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми:
- НОД
- Создание игровых ситуаций
-Создание проблемных ситуаций
-Дидактические и развивающие игры
- Развлечения и досуги.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.
В работе с родителями были подготовлены и проведены:
родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей»на котором родители познакомились с видами игр и различными видами занимательного материала;
консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений;
мастер-классы «Игры в развитии умственных способностей детей»
Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается.
Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе : помогали в изготовление пособий для игр.
На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развитию элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения.
В результате проведенной работы было установлено:25% - высокий уровень развития математических способностей, 70% -средний, 5 % -низкий.
Дети научились выделять и называть форму, размер предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами (1,2,3, словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий.
Использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.