Анна Покшина
Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии.
Работа по развитию ЛГСтроя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.
Дальнейшее развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами.
Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется на занятиях по развитию речи, познавательно-исследовательской деятельности, а также во время прогулок и экскурсий.
Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных, глаголов, подбору родственных слов.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении, за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.
Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.
Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Педагогу важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в образовательном процессе.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет :
Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.
Так же к преимуществам ИТ в том что:
Информация представляется в наглядной и привлекательной форме
Повышается мотивация и интерес детей;
Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным;
увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности
В работе с детьми по формированию грамматического строя речи мы используем мультимедийные презентации, онлайн игры и упражнения которые несут обучающий и развивающий характер.
Данные упражнения с грамматическим содержанием эффективно использую в процессе НОД : как часть НОД по развитию речи; по ознакомлению с природой; по ознакомлению с окружающим миром. В режимных моментах.
Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций, игр и упражнений в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.