Светлана Шашкова
Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Д/и «Приготовим салат»
Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).
Публикация «Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.
2. И/у «Назови правильно»
Цель: научить детей составлять описательные рассказы
Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,
-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят.
3. Д/и «Магазин»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт - нужно описать предмет, не называя его.
4. И/у «Отгадай»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.
5. И/у «Найди отличия».
Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.
6. И/у «Путаница»
Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.
Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.
7. Д/и «Новая квартира»
Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).
Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру). Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.
8. И/у «А у нас»
Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.
Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.
9. И/у «Сочинялки»
Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.
Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.
10. И/у «Кто, где живет?»
Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.
Ход игры: дети рассказывают го своем доме по графической схеме-плану:
Название улицы,
какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,
Сколько этажей?
Сколько комнат?
Что видно из окон?
За что вы любите свой дом?
11. Д/и «Новоселье»
Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.
Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок - описание бытовых приборов их основных функций.
12. И/у «Диалоги»
Цель: учить детей диалогической речи.
Ход игры: воспитатель читает детям стихи-диалоги (см. хрестоматию для чтения в д/с и книги детской литературы, дети проговаривают ответы:
-Ты куда идешь, медведь?
-В город елку посмотреть.
-А зачем тебе она?
-Новый год встречать пора.
-Где поставишь ты её?
-В дом возьму к себе, в жильё.
-Что ж не вырубил в лесу?
-Жалко, лучше принесу.
13. Последовательные пересказы
Цель: учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.
Ход: воспитатель читает детям небольшое произведение и дети пересказывают его по отдельным предметным картинкам, на которых изображены главные герои произведения.
14. Д/у «Рассказ Незнайки»
Цель: учить детей работать с деформированным текстом.
Ход игры. Педагог открывает конверт и обращается к детям:
-Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».
-Давайте ребята, исправим этот рассказ.
Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности
15. Выборочные пересказы.
Цель: учить детей понимать и пересказывать отдельные части рассказа:
рассказать о весне,
рассказать о том, что делали птицы,
рассказать о кошке.
16. «Расскажи и покажи»
Цель: разучивание стихотворений при помощи движений.
Ход игры.
1. Воспитатель рассказывает детям стихотворение при этом показывает действия-иллюстрации, того о чем он говорит. Для каждого слова – свой жест.
2. ребенок рассказывает стихотворения, а другой ребенок подражает какому-то персонажу.