любовь есенкова
Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи дошкольников.
Грамматика –это наукао строе языка, о его законах. Она объединяет в себе:
-словообразование
-морфологию
-синтаксис
Мофология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.
Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование грамматического строя речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент имеет определенное значение. Так в формах кукла и куклы окончание –а говорит об ед. ч., ж. р; -ы – о мн. ч. Окончание показывает род, число, падеж.
Освоение грамматического строя имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Синтаксис играет огромную роль в формировании и выражении мысли, то есть в развитии связной речи.
Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивает ему переход к изучению языка в школе.
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Осуществляется формирование грамматически правильная речь двумя путями:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок, исправление ошибок.
-дидактические игры
-игры-драматизации
-словесные игры
-рассматривание картин
-пересказ коротких рассказов и сказок.
Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтерисованности дети дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами. Картинками, а также в форме словесных игр.
Игры –драматизации- в них разыгрываются сценки с игрушками.
Словесные игры- формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
Словообразование
Гнездо птицы- птичье гнездо
Хвост лошади
Хвост лисицы
Верность собаки
Лапка лягушки
Лапа медведя
Морфология
Железо тяжело, но свинец еще тяжелее
Лошадь высока, но верблюд еще (выше)
Белка хитра, но лисица еще (хитрее)
Рассматривание картин- используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ- ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
Игра «Угадай и назови»
Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка сравнить предметы. Сначала по высоте: что ниже, что выше (сельский или городской дом; дерево или куст).
Затем — по длине: что длиннее, что короче (карандаш или линейка; червяк или змея).
Продолжите сравнивать по толщине: что тоньше, что толще (ветка или прутик). После этого сравните по ширине: что шире, что уже (ручей или река). Сравните по вкусу: что кислее (клюква или лимон); что вкуснее (смородина или малина).
Спросите: «Что слаще — конфета или ягодка клубники?»
Затем поинтересуйтесь: «Когда светлее — ночью или днем»?
Спросите: «Какая ягодка больше — вишня или клубника»?
Задайте еще вопрос: «Какой куст выше — клубники или крыжовника?»
Игра «Назови ласково»
Чему учится ребенок: образовывать новые слова с помощью суффиксов. Оснащение: мяч.
Ход игры: бросайте мяч ребенку, одновременно называя слово. Попросите ребенка, возвращая мяч, образовывать слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Лексический материал:
малина — малинка;
клубника — клубничка;
смородина — смородинка;
рябина — рябинка;
вишня — вишенка.
Предложите ребенку образовывать слова с помощью суффикса -ищ-:
куст — кустище;
лист — листище;
ягода — ягодища;
жук — жучище;
паук — паучище.
Игра «Подумай и измени»
Чему учится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число имени существительного на множественное.
Лексический материал
Я купил елку — я купил. (елки).
Я кормлю белочку — я кормлю. (белочек).
Я повесил на елку фонарик — я повесил на елку. (фонарики).
Я иду за клюшкой — я иду за. (клюшками).
Я чищу шапку — я чищу. (шапки).
Я вижу зайца — я вижу. (зайцев).
Я сыплю синичке крошки — я сыплю синичкам. (крошки).
Игра «Слова»
Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными. Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый».
Куртка какая? (Белая.)
Сапоги какие? (Белые.)
Поле какое? (Белое.)
Снеговик какой? (Белый.)
Затем аналогично обыграйте прилагательное «серебристый».
Снег какой? (Серебристый.)
Дорога какая? (Серебристая.)
Ветки какие? (Серебристые.)
Озеро какое? (Серебристое.)