Нина Сенькив
Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
Частыми ошибками являются нарушения словоизменения и словообразования.
Публикация «Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим, важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование умения изменять слова, различать их по признакам категориальности, грамматически правильной фразы.
Доступным видом деятельности детей и наиболее эффективным средством коррекции является игра. Поэтому занятия мы проводим в форме игры. Например, при согласовании числительного с существительным используется дидактическое пособие «Ёжик». Изучая лексические темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы», ребёнок крепит муляжи грибов, фруктов или овощей на иглы ёжика и считает, сколько ёжик сделал запасов на зиму.
Для закрепления формы родительного падежа существительных по теме «Домашние птицы», мы предлагаем детям сшитую объёмную игрушку петушка, у которого пристёгиваются крылья, хвост. Логопед даёт ребёнку петушка с одним крылом и задаёт вопрос «Кто без чего?». Ребё нок отвечает: «Петушок без крыла» и пристёгивает крыло. При работе с этим пособием мы тренируем мелкую моторику рук и вырабатываем у детей стереотип использования падежной формы имени существительного.
Изучая лексическую тему «Транспорт», мы используем песочную терапию, с помощью которой можно отрабатывать приставочные глаголы и предложно-падежные конструкции. Детям нравится самим придумывать сюжет игры. Они на песке создают море, железную дорогу, вокзалы, строят дороги, дома. Выбирают соответствующий транспорт, который будет ехать по дороге, по железной дороге, плыть по морю. Затем логопед производит манипуляции с муляжом транспорта и задаёт вопросы по теме, побуждая ребёнка к речевому высказыванию.
Дети с общим недоразвитием речи плохо запоминают и узнают на картинках названия деревьев. Мы сделали муляжи: берёзы, дуба, клёна, осины, рябины из природного материала. Дети стали лучше узнавать и запоминать названия деревьев. С помощью этих пособий мы закрепляли словообразование прилагательных: берёзовый, дубовый, кленовый, осиновый, рябиновый лист.
Систематическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет скорригировать данное нарушение, восполнить пробелы по грамматическому строю речи и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.