Людция Гафизова
Консультация для логопедов «Формирование грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных проблемных тем в развитии речи детей старших групп, посещающих коррекционные занятия логопеда является формирование грамматического строя речи (морфологический – падеж, число, время; синтаксический – правильное построение предложений; словообразование, словоизменение, правильное употребление предлогов). Грамматический строй речи нарушен не только у детей с речевой патологией, но и у детей с чистым звукопроизношением, сформированной связной речью (образование притяжательных прилагательных – лисий хвост, заячьи уши, коровья голова; согласование числительных с существительными – пять карандашей, пять груш, восемь помидоров; множественное число существительных в родительном падеже – окон, ведер, утят).
Публикация «Консультация для логопедов „Формирование грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
4. Исправление грамматических ошибок.
Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Приемы формирования грамматически правильной речи:
1. Создание проблемных ситуаций.
2. Подсказ нужной формы.
3. Исправление ошибок.
4. Вопросы подсказывающего и оценочного характера.
5. Привлечение детей к исправлению ошибок.
6. Напоминание о том, как сказать правильно.
Приемы обучения грамматическим навыкам:
1. Образец.
2. Объяснение.
3. Напоминание.
4. Сравнение.
5. Повторение.
Методы формирования грамматически правильной речи:
1. Дидактические игры
2. Игры – драматизации
3. Словесные упражнения
4. Рассматривание картин
5. Пересказ коротких рассказов и сказок
Дидактические игры и упражнения на формирование морфологического строя речи.
1. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
3. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается? Речевой материал: - Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
4. Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам. Речевой материал: - Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов); - Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, груш, слив); - Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, свеклы, картофеля, гороха). Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».
5. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры: 1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть. 2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей, чья, чьи?
Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.
1. “ Игра в неделю”
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.
В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “имя” одно из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы: ”Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя? Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.
2. Игра с мячом “Добавь слова”
Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.
Логопед начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
- Стол стоит..
- Полочка с цветами висит. .
- Мишка сидит. .
- Кукла лежит. .
- Дверь находится. .
3. “Угадай, что изменилось?”
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.
Логопед назначает ребенка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки : кубик был на столе, а теперь- под столом ; домик стоял посреди стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить. Можно играть без предметов. Дети будут менять свои места в комнате.
4. “Составь предложение”.
Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.
Логопед произносит набор слов в начальной форме и просит детей составить предложение. Например:
- Картошка, расти, огород, в.
- Клубника, тарелка, лежать, на.
- Яблоко, лежать, яблоня, под.
5. Игра “ Скажи наоборот” (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения :В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.
- “Мальчик положил мяч в ящик” - “Мальчик вынул мяч из ящика”.
- “Девочка налила воду в графин”. -. .
- “Мама положила яблоки на стол”. -. .
- “Брат поставил лампу на тумбочку”. -. .
- “Машина подъехала к дому”. -. .
- “Дедушка подошел к забору”. -.
Вывод: Таким образом, для развития правильной и грамотной речи у дошкольников, нужно вести систематическую работу по формированию грамматического строя речи начиная с младшего дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. В младших группах можно использовать такие игры, как «Чудесный мешочек», «Кого или чего не стало?», «Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что изменилось?» и другие.