Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе

Ирина Ардатова
Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактический материал

Существительные.

Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже, с глаголами в роде, числе.

Дидактическая игра «Три линейки»

Цель: Упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.

Публикация «Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе» размещена в разделах

Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, картина, носок, книга и. т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает детям картинки и называет предметы: кастрюля, стол, кресло,, подчеркивая число (одна кастрюля, одно кресло, один стол и. т. д.) Дает задание детям: - В коробке лежат карточки, и на каждой карточке нарисован предмет, а на доске три линейки. На одну линейку поставить картинки,где нарисованы предметы,про которые говорят «один» ,на другую «одна», на третью линейку ставят «одно» Затем вызывают двух ребят и дает каждому по 6-9 карточек. Дети начинают выставлять карточки. Остальные наблюдают, дают оценку.

Усложнение задания: кто скорее расставит карточки.

Употребление существительных родительного падежа.

Дидактическое упражнение «Чего не стало»

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Цель: Активизировать в речи существительные в родительном падеже., множественного числа с нулевым окончанием (яблок, носков, гольфов, сапог)

Употребление существительных в косвенном падеже с предлогами.

Дидактическое упражнение «Где кто? Где что?»

Цель: Активизация в речи предлогов «у», «около», «возле»

Наглядный материал: набор картинок.

Воспитатель выставляет картинки и задает детям вопросы: - Где стоит стул? (У стола)

- Как еще можно сказать, где стоит стул (Стул стоит возле, около стола). Дети составляют предложения, используя все три предлога.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Цель: Активизация в речи предлогов «под», «за», «над»

Наглядный материал: магнитный театр (куст, гриб, заяц, птица, цветок, бабочка, божья коровка)

Воспитатель предлагает сюжет рассказа : цветок под кустом, бабочка над кустом и. т. д.

Дети составляют предложения.

Дидактическое упражнение «Куриное семейство»

Цель: Активизировать в речи детей предлоги «впереди», «сзади», «за», «между».

Ход игры : Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили были петушок и курочка, И у них было много маленьких, желтеньких, пушистеньких цыплят. Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне цыплятки!» Прибежали цыплятки и встали вокруг курочки» Затем просит Сашу: - Поставь цыплят вокруг курочки. Игра продолжается : - Курочка говорит им : «Сейчас все пойдем на зеленый лужок,где зеленая высокая трава, там много червячков и мошек»

- Вова поставь цыплят между курочкой и петушком. Это все куриное семейство пошло на лужок. Курочка идет впереди, цыплята - за ней, друг за другом, а петушок _ сзади.

На зеленом лугу цыплята разбежались, один ищет червячка,другой побежал за бабочкой, кто-то спрятался под пенек, а этот при таился в траве,ловит букашек.

- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель. Дети отвечают.

Дидактическое упражнение «Кто где?»

Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель: Активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа «пальто»

Наглядный материал: картинки.

Ход игры : Воспитатель задает детям вопросы. – Что это? (Пальто). Я беру одну картинку, а вы скажите чего не стало (воспитатель по очереди убирает картинки)

-Слово пальто всегда произносится одинаково, много ли их или одно.

- Я буду показывать картинки, а вы будите по ним составлять предложения, включая слово пальто.

Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.

-На вешалке висит много пальто.

-Девочка надевает пальто.

- А мальчик снимает пальто и. т. д.

- А сейчас подумайте и скажите, кто в каком пальто пришел в детский сад.

Воспитатель предлагает детям составит рассказ о пальто.

Глаголы.

Дидактическое упражнение : «На лугу»

Цель: Употребление в речи глагола «бежать»

Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собачка)

Ход игры : Дети бегут по лужайке. Ира зовет Сашу с Машей : «Бегите ко мне!» Саша бежит за Машей, вот –вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За ними с веселым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!

- Как зовет Ира детей? (бегите ко мне!)

- Что делает Маша? (бежит)

- Что делают дети на лужайке? (бегают)

На каждый вопрос отвечают по 4-5 детей.

Дидактическое упражнение «Желание»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы «хотеть» в разных формах.

Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные картинки)

Цель: Воспитатель дает детям образец: «Я хочу съесть грушу»

- Чего я хочу?

- Мы с Сашей хотим помидор.

- Чего хотят Вова с Сашей?

Дидактическая игра : «Назови слово»

Цель: Научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, изображающие мальчика в действии.

Ход игры : Дети внимательно рассматривают картинку и отвечают на вопросы одним словом.

- Мальчик по тротуару (что делал?) шел.

- Мальчик к домику (что сделал?0 подошел

- Мальчик вокруг дома (что сделал)обошел.

Затем картинки раздают детям, и каждый составляет предложение.

- Коля перешел дорогу

- Коля обошел вокруг дома.

- Коля вошел в дом.

Дидактическое упражнение : «Скажи правильно»

Цель: Учить детей различать и активизировать в речи глаголы «надеть» и «одеть».

Наглядный материал: Петрушка, фишки красные, черные по числу детей.

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям : К нам в гости пришел Петрушка. Он говорит,что знает когда надо говорить «надеть», а когда «одеть». Проверим это? Пусть Петрушка одевает кукол и правильно называет, что он хочет делать. Если он скажет правильно, например: «Надену фартук», поднимите красные фишки. Петрушка говорит : «Я хочу одеть куклу!» - Посмотри Петрушка, все подняли красные фишки, - значит можно. Петрушка продолжает: «Я надену ей платье». _ Молодец Петрушка, значит все подняли красные фишки. Значит Петрушка говорит правильно : «надеть платье».

Петрушка говорит : «А теперь я одену фартук!» Дети подняли только черные фишки. Поправьте дети Петрушку. Как надо правильно сказать? Повтори!

Петрушка повторяет правильно : «Я надену фартук» .

- Вот теперь тебе разрешают надеть фартук: все подняли красные фишки.

Дидактическое упражнение : «Наши куклы».

Цель: учить детей употреблять в разных формах глагол «хотеть».

Наглядный материал: две нарядные куклы, сервированный стол.

Ход игры : Воспитатель сообщает детям: - К нам сегодня в гости пришли Катя и Таня. Как мы их встретим? (Поздороваемся и пригласим пройти, встретим приветливо.)

- Послушайте, как я приглашу кукол: «Таня и Катя вы хотите раздеться?

- Да, хотим - отвечают куклы. - Давайте пригласим кукол сесть. Спросите, куда они хотят сесть: на диван или на кресло? Дети спрашивают: «Вы куда хотите сесть на диван или на кресло?»

- Катя, ты куда хочешь сесть?

- А ты Таня, куда хочешь сесть? Дети усаживают кукол по их желанию.

- Мы свами гостеприимные хозяева, что мы еще можем предложить нашим гостям?

- Катя и Таня вы хотите чаю? (да хотим)

- Давайте поставим куклам чай, молоко и варенье

- Спросите, с чем они хотят пить чай, с молоком или с вареньем. Дети спрашивают.

- Что сказала Таня? (Я хочу чай с молоком)

- Катя и Таня наши дети знают много стихов. Хотите послушать наши стихи? (Хотим)

Дети читают стихи.

Работа над предложением.

Дидактическое упражнение : «Составь предложение»

Цель: Учить детей составлять предложение с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда)

Ход игры : По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто, платья, костюмы.

Дидактическое упражнение : «Закончи предложение»

Цель: Учить детей составлять сложносочиненные предложения с союзом «а».

Ход игры : Воспитатель начинает, а дети продолжают

Морковка сладкая, а редька горькая.

Помидор красный, а огурец зеленый. Усложнение:

Детям дают задания сравнить по вкусу лимон и мед ; по цвету уголь и мел ; на ощупь огурец и помидор, вату и дерево.

Дидактическое упражнение ; «Что буду делать»

Цель: Учить детей составлять предложения с разделительным союзом «и»

Наглядный материал: игрушки по две на каждого ребенка.

Ход игры : Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек.»

Словообразование.

Дидактическое упражнение. «Сказка про двух братьев»

Цель: Практическое усвоение детьми образование имен существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.

Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста)

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям: - Жил-были два брата, Одного звали Ик, а другого Ищ. У ОДНОГО БЫЛО СВОЕ жилье, и у другого было свое жилье. Ик имел свой домик, а Ищ имел свой домище

-Какой имел домик Ищ? (Большой)

-Как он назывался? (Домище)

-какой дом был у Ика (Маленький)

- Как он назывался? (Домик)

- Теперь вам расскажу какими были эти братья. Ик был маленький, и у него был носик,а у Ища был носище. У одного был ротик,а у другого –ротище, У одного были глазки, а у другого –глазищи. Вот какими были два брата.

-Как звали младшего брата? (Ик)

- Как звали старшего брата? (Ищ)

- Какой был Ик (Маленький)

- Расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах все время слышалось его имя. (У него носик, ротик, животик, пальчик и. т. д.) Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) «Кто больше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. «Палочки.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема : «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи. Вторая младшая группа. Существительные. Единственное и множественное.

Двигательно-дидактические игры и упражнения со степ-тренажерами «Наша цель должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь лишь здоровых, уравновешенных.

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области.

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи» Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой.

Скороговорки как оптимальные «упражнения-тренажёры» для отработки чёткой и правильной речи Скороговорки - это рифмованные фразы, которые являются оптимальными упражнениями - "тренажёрами" для отработки чёткой и правильной речи. Продолжая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 02:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ардатова (УИ 340759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД