Ирина Ардатова
Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Существительные.
Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже, с глаголами в роде, числе.
Дидактическая игра «Три линейки»
Цель: Упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.
Публикация «Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, картина, носок, книга и. т. д.
Ход игры : Воспитатель показывает детям картинки и называет предметы: кастрюля, стол, кресло,, подчеркивая число (одна кастрюля, одно кресло, один стол и. т. д.) Дает задание детям: - В коробке лежат карточки, и на каждой карточке нарисован предмет, а на доске три линейки. На одну линейку поставить картинки,где нарисованы предметы,про которые говорят «один» ,на другую «одна», на третью линейку ставят «одно» Затем вызывают двух ребят и дает каждому по 6-9 карточек. Дети начинают выставлять карточки. Остальные наблюдают, дают оценку.
Усложнение задания: кто скорее расставит карточки.
Употребление существительных родительного падежа.
Дидактическое упражнение «Чего не стало»
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Цель: Активизировать в речи существительные в родительном падеже., множественного числа с нулевым окончанием (яблок, носков, гольфов, сапог)
Употребление существительных в косвенном падеже с предлогами.
Дидактическое упражнение «Где кто? Где что?»
Цель: Активизация в речи предлогов «у», «около», «возле»
Наглядный материал: набор картинок.
Воспитатель выставляет картинки и задает детям вопросы: - Где стоит стул? (У стола)
- Как еще можно сказать, где стоит стул (Стул стоит возле, около стола). Дети составляют предложения, используя все три предлога.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Цель: Активизация в речи предлогов «под», «за», «над»
Наглядный материал: магнитный театр (куст, гриб, заяц, птица, цветок, бабочка, божья коровка)
Воспитатель предлагает сюжет рассказа : цветок под кустом, бабочка над кустом и. т. д.
Дети составляют предложения.
Дидактическое упражнение «Куриное семейство»
Цель: Активизировать в речи детей предлоги «впереди», «сзади», «за», «между».
Ход игры : Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили были петушок и курочка, И у них было много маленьких, желтеньких, пушистеньких цыплят. Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне цыплятки!» Прибежали цыплятки и встали вокруг курочки» Затем просит Сашу: - Поставь цыплят вокруг курочки. Игра продолжается : - Курочка говорит им : «Сейчас все пойдем на зеленый лужок,где зеленая высокая трава, там много червячков и мошек»
- Вова поставь цыплят между курочкой и петушком. Это все куриное семейство пошло на лужок. Курочка идет впереди, цыплята - за ней, друг за другом, а петушок _ сзади.
На зеленом лугу цыплята разбежались, один ищет червячка,другой побежал за бабочкой, кто-то спрятался под пенек, а этот при таился в траве,ловит букашек.
- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель. Дети отвечают.
Дидактическое упражнение «Кто где?»
Дидактическое упражнение «Что это?»
Цель: Активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа «пальто»
Наглядный материал: картинки.
Ход игры : Воспитатель задает детям вопросы. – Что это? (Пальто). Я беру одну картинку, а вы скажите чего не стало (воспитатель по очереди убирает картинки)
-Слово пальто всегда произносится одинаково, много ли их или одно.
- Я буду показывать картинки, а вы будите по ним составлять предложения, включая слово пальто.
Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.
-На вешалке висит много пальто.
-Девочка надевает пальто.
- А мальчик снимает пальто и. т. д.
- А сейчас подумайте и скажите, кто в каком пальто пришел в детский сад.
Воспитатель предлагает детям составит рассказ о пальто.
Глаголы.
Дидактическое упражнение : «На лугу»
Цель: Употребление в речи глагола «бежать»
Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собачка)
Ход игры : Дети бегут по лужайке. Ира зовет Сашу с Машей : «Бегите ко мне!» Саша бежит за Машей, вот –вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За ними с веселым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!
- Как зовет Ира детей? (бегите ко мне!)
- Что делает Маша? (бежит)
- Что делают дети на лужайке? (бегают)
На каждый вопрос отвечают по 4-5 детей.
Дидактическое упражнение «Желание»
Цель: Активизировать в речи детей глаголы «хотеть» в разных формах.
Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные картинки)
Цель: Воспитатель дает детям образец: «Я хочу съесть грушу»
- Чего я хочу?
- Мы с Сашей хотим помидор.
- Чего хотят Вова с Сашей?
Дидактическая игра : «Назови слово»
Цель: Научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, изображающие мальчика в действии.
Ход игры : Дети внимательно рассматривают картинку и отвечают на вопросы одним словом.
- Мальчик по тротуару (что делал?) шел.
- Мальчик к домику (что сделал?0 подошел
- Мальчик вокруг дома (что сделал)обошел.
Затем картинки раздают детям, и каждый составляет предложение.
- Коля перешел дорогу
- Коля обошел вокруг дома.
- Коля вошел в дом.
Дидактическое упражнение : «Скажи правильно»
Цель: Учить детей различать и активизировать в речи глаголы «надеть» и «одеть».
Наглядный материал: Петрушка, фишки красные, черные по числу детей.
Ход игры : Воспитатель рассказывает детям : К нам в гости пришел Петрушка. Он говорит,что знает когда надо говорить «надеть», а когда «одеть». Проверим это? Пусть Петрушка одевает кукол и правильно называет, что он хочет делать. Если он скажет правильно, например: «Надену фартук», поднимите красные фишки. Петрушка говорит : «Я хочу одеть куклу!» - Посмотри Петрушка, все подняли красные фишки, - значит можно. Петрушка продолжает: «Я надену ей платье». _ Молодец Петрушка, значит все подняли красные фишки. Значит Петрушка говорит правильно : «надеть платье».
Петрушка говорит : «А теперь я одену фартук!» Дети подняли только черные фишки. Поправьте дети Петрушку. Как надо правильно сказать? Повтори!
Петрушка повторяет правильно : «Я надену фартук» .
- Вот теперь тебе разрешают надеть фартук: все подняли красные фишки.
Дидактическое упражнение : «Наши куклы».
Цель: учить детей употреблять в разных формах глагол «хотеть».
Наглядный материал: две нарядные куклы, сервированный стол.
Ход игры : Воспитатель сообщает детям: - К нам сегодня в гости пришли Катя и Таня. Как мы их встретим? (Поздороваемся и пригласим пройти, встретим приветливо.)
- Послушайте, как я приглашу кукол: «Таня и Катя вы хотите раздеться?
- Да, хотим - отвечают куклы. - Давайте пригласим кукол сесть. Спросите, куда они хотят сесть: на диван или на кресло? Дети спрашивают: «Вы куда хотите сесть на диван или на кресло?»
- Катя, ты куда хочешь сесть?
- А ты Таня, куда хочешь сесть? Дети усаживают кукол по их желанию.
- Мы свами гостеприимные хозяева, что мы еще можем предложить нашим гостям?
- Катя и Таня вы хотите чаю? (да хотим)
- Давайте поставим куклам чай, молоко и варенье
- Спросите, с чем они хотят пить чай, с молоком или с вареньем. Дети спрашивают.
- Что сказала Таня? (Я хочу чай с молоком)
- Катя и Таня наши дети знают много стихов. Хотите послушать наши стихи? (Хотим)
Дети читают стихи.
Работа над предложением.
Дидактическое упражнение : «Составь предложение»
Цель: Учить детей составлять предложение с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда)
Ход игры : По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто, платья, костюмы.
Дидактическое упражнение : «Закончи предложение»
Цель: Учить детей составлять сложносочиненные предложения с союзом «а».
Ход игры : Воспитатель начинает, а дети продолжают
Морковка сладкая, а редька горькая.
Помидор красный, а огурец зеленый. Усложнение:
Детям дают задания сравнить по вкусу лимон и мед ; по цвету уголь и мел ; на ощупь огурец и помидор, вату и дерево.
Дидактическое упражнение ; «Что буду делать»
Цель: Учить детей составлять предложения с разделительным союзом «и»
Наглядный материал: игрушки по две на каждого ребенка.
Ход игры : Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек.»
Словообразование.
Дидактическое упражнение. «Сказка про двух братьев»
Цель: Практическое усвоение детьми образование имен существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста)
Ход игры : Воспитатель рассказывает детям: - Жил-были два брата, Одного звали Ик, а другого Ищ. У ОДНОГО БЫЛО СВОЕ жилье, и у другого было свое жилье. Ик имел свой домик, а Ищ имел свой домище
-Какой имел домик Ищ? (Большой)
-Как он назывался? (Домище)
-какой дом был у Ика (Маленький)
- Как он назывался? (Домик)
- Теперь вам расскажу какими были эти братья. Ик был маленький, и у него был носик,а у Ища был носище. У одного был ротик,а у другого –ротище, У одного были глазки, а у другого –глазищи. Вот какими были два брата.
-Как звали младшего брата? (Ик)
- Как звали старшего брата? (Ищ)
- Какой был Ик (Маленький)
- Расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах все время слышалось его имя. (У него носик, ротик, животик, пальчик и. т. д.) Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.