Елена Тростянская
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Познавательно-игровой
проект
«УМНЫЕ ИГРЫ»
(вторая младшая группа)
Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Актуальность проекта.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагог детского сада является сопровождающим семьи в вопросах воспитания, развития и образования ребенка. Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных типовой образовательной программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Классики русской педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.
Условия реализации проекта
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 1 учебный год – с сентября по май
Целевой раздел проекта
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Идея проекта: Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Проблема проекта: недостаточное развитие речи у воспитанников второй младшей группы, низкая мотивация родителей к совместной с педагогами работе над формированием и развитием речи детей.
Гипотеза проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста при использовании дидактических игр пройдет успешно, если:
• Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;
• Проводить дидактические игры в системе;
• При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.
Цель: развитие связной речи детей, обогащение словарного запаса, расширение кругозора и активизация познавательной деятельности воспитанников посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Научить детей играть в дидактические игры, развивать у воспитанников интерес к играм.
2. Целенаправленно обогащать словарь детей, обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
3. Способствовать проявлению самостоятельности, активности детей в игре.
4. Формировать потребность детей в доброжелательном общении со взрослыми и сверстниками.
5. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.
6. Способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
7. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает).
8. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними.
9. Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
10. Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
11. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
12. Вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать игры в повседневном общении и деятельности с ребенком.
13. Повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного творчества, совместной игры.
14. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Этапы реализации проекта
І. Подготовительный (аналитический, мотивационный) этап.
Сроки: сентябрь
Участники: воспитатели, родители (законные представители).
1. Виды деятельности (мероприятия) :
• Подбор и анализ информации (литература, интернет-источники).
• Определение уровня речевого и познавательного развития детей.
• Подборка и составление картотеки дидактических игр, направленных на познавательное развитие и развитие речи.
• Подборка литературы в соответствии с задачами проекта и образовательной программой.
• Формирование темы проекта.
• Определение цели и задач проекта.
• Разработка содержания проекта и составление ориентировочного плана мероприятий.
• Ознакомление родителей (законных представителей) с целью и задачами проекта, привлечение семей воспитанников к материально-техническому обеспечению проекта (помощь в создании копилки расходных материалов для оформления предметно-развивающей среды и изобразительной деятельности воспитанников).
• Анкетирование родителей с целью уточнения их знаний и опыта по реализации дидактических игр с детьми.
2. Оформление результатов:
• Тема, цель, задачи проекта.
• План мероприятий.
• Подготовка информационного листка для родителей с приглашением к участию в проекте.
• Анализ результатов исследования уровня речевого и познавательного развития воспитанников второй младшей группы до реализации проекта.
• Анализ результатов анкетирования родителей.
• Картотека дидактических игр и литературных произведений по проблеме проекта.
• Копилка материалов для реализации проекта.
ІІ. Проектировочный (деятельностный) этап.
Сроки: октябрь – май
Участники: дети, воспитатели, родители (законные представители).
План мероприятий ІІ этапа проекта
№
п/п Виды деятельности Форма организации Предварительная работа Оформление результатов
ОКТЯБРЬ
1.1. Развитие речевого дыхания
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Игра «Пускание корабликов»
Игра «Чья птичка дальше улетит?» Подготовка заданий и материалов для игры (картинки, наглядный и дидактический материал).
Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Формирование звуковой культуры речи Игры:
«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе.
Активизация мышц губ. Подготовка заданий и материалов для игры (картинки, наглядный и дидактический материал). Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Аппликация «Консервируем фрукты» Беседа с детьми об урожае, способах хранения плодов.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за фрукт»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать фрукт или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Подготовка материалов для аппликации. Выставка аппликаций.
1.4. Работа с родителями «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?» Подготовка материалов для проведения консультации для родителей (презентация, образцы игр для демонстрации) Конспект консультации
НОЯБРЬ
1.1. Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха. Рассказ «Песня-песенка»
Игра «Кто внимательный?»
Сказка «Поспешили-насмешили»
Игра «Угадай, кто сказал» Подготовка литературы, материалов для проведения игр. Картотека игр, картотека литературы, фотоматериалы
1.2. Формирование звуковой культуры речи Игры:
«Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
«Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
«Курочка-рябушечка» : Ход игры:
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка» :
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине. Подготовка литературы, материалов для проведения игр. Картотека игр, картотека литературы, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Рисунок пальцами (ватными палочками) «Ягоды рябины» Беседа с детьми перелетных и зимующих птицах, питании зимующих птиц ягодами.
Игра с прищепками «Птичка»
- Прикрепите птичке (шаблон на картоне) прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.
Подготовка материалов для рисунков. Выставка рисунков.
1.4. Работа с родителями Буклет для родителей «Игра и её роль в развитии ребёнка».
Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»
Фотовыставка «Я и моя любимая игра» Подбор информационных материалов для составления буклета и оформления уголка.
Беседа с родителями, подготовка семейных фотографий для фотовыставки. Буклет для родителей.
Родительский уголок.
Фотовыставка.
ДЕКАБРЬ
1.1. Дидактические игры (короткие игры на развитие речи, используемые ситуативно, в режимных моментах, на прогулках и т. п.) «Назови одним словом»
«Четвёртый лишний»
«Отгадай предмет по названию его частей»
«Угадай игрушку» Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Активация словаря (расширение кругозора, познавательное развитие) Игры:
«Гардероб для куклы Кати» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).
«Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).
«Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).
Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины). Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Лепка «Украсим елочку» Беседа с детьми о новогодних праздниках, о елке как главном праздничном атрибуте.
Игра «Дидактическая ёлочка».
Игровая задача: нарядить ёлочку, повесить игрушки на пуговицы.
Правила игры: ребёнку необходимо нарядить ёлку игрушками, за петельку повесить игрушку на пуговицу.
Подготовка материалов для аппликации (картон, пластилин, пайетки). Выставка поделок.
1.4. Работа с родителями Родительское собрание на тему «Влияние дидактических игр на развитие речи у детей 3-4 лет».
Подготовка презентации и информационных материалов для родителей, образцы дидактических игр. Конспект родительского собрания, презентация, картотека игр.
ЯНВАРЬ
1.1. Дидактические игры (короткие игры на развитие речи, используемые ситуативно, в режимных моментах, на прогулках и т. п.) «Кто больше увидит и назовёт»
«Олины помощники»
«Что изменилось?» Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Активация словаря (расширение кругозора, познавательное развитие) Игры:
«Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).
«Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).
Игры с Куклой: «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни.
«Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов). Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Рисование «Коврик для котят» (с помощью штампов из подручных материалов) Подвижная дидактическая игра «Клубочки»
- А как любят котята играть с клубочками. Сколько клубочков у меня в руках? Один клубочек. А сколько клубочков лежит в корзинке? Много клубочков. Вы, наверное, как и котята хотите поиграть с клубочками.
- Возьмите себе клубочки. Положите их перед собой на пол и толкните, так чтобы они покатились вперед.
Ой, разбежались наши клубочки! Скорее собирайте их и складывайте в корзину.
Подготовка материалов для рисования (краски, штампы). Выставка рисунков.
1.4. Работа с родителями Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем» Подготовка информационных материалов для проведения круглого стола. Беседа с родителями (родителям необходимо подготовить и продемонстрировать другим участникам круглого стола свои «домашние» игры). Конспект мероприятия, фотоматериал, выставка «семейных» дидактических игр
ФЕВРАЛЬ
1.1. Дидактические игры (короткие игры на развитие речи, используемые ситуативно, в режимных моментах, на прогулках и т. п.) «Скажи какой?»
«Картинки-загадки»
«Прятки»
«Разбуди кота» Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Активация словаря (расширение кругозора, познавательное развитие) Игры:
«Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);
«Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).
«Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);
Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).
«Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой). Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Аппликация «Снежинки» Игра на развитие речевого дыхания «Снежинка».
Как подул Дед Мороз,
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через рот, выпуская воздух на снежинку. повторить 2-3 раза).
Подготовка материалов для аппликации. Выставка рисунков.
1.4. Работа с родителями Консультация для родителей «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи). Памятка «Простые игры»
Подготовка информационных материалов для родителей, образцы дидактических игр. Конспект мероприятия, памятка, картотека игр.
МАРТ
1.1. Дидактические игры (короткие игры на развитие речи, используемые ситуативно, в режимных моментах, на прогулках и т. п.) «Садовник и цветы»
«Кто больше действий назовёт»
«Назови три слова»
«Почтальон принёс открытку» Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Развитие связанной речи (формирование правильного грамматического строя, развитие диалогической, монологической речи, социально-коммуникативное развитие) Игры:
«Один-много» : найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).
«Ласковые слова» : Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);
«Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.).(Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);
«Кошкин дом» : Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под. Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Лепка из соленого теста «Бараночки» (готовые изделия нанизываются на веревочку) Подготовка материалов для лепки (заготовка соленого теста).
Пальчиковая игра «Баранки» Выставка поделок.
1.4. Работа с родителями Консультация «Дидактические игры своими руками» (ознакомить родителей с интересными играми, которые можно сделать вместе с детьми - лэпбук, виммельбух (книга-иллюстрация, настольные игры-бродилки и др.). Задача: нацелить родителей на изготовление с детьми игры. Подготовка информационных материалов для консультации. Сценарий мероприятия. Буклет о дидактических играх своими руками.
АПРЕЛЬ
1.1. Дидактические игры (короткие игры на развитие речи, используемые ситуативно, в режимных моментах, на прогулках и т. п.) «Закончи предложение»
«Сорока»
«Козлята и волк»
«Доскажи словечко»
«Угадай игрушку» Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.2. Развитие связанной речи (формирование правильного грамматического строя, развитие диалогической, монологической речи, социально-коммуникативное развитие) Игры
«Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).
«Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).
«День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).
«Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).
«Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).
«Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.) Подготовка материалов, игрушек, картинок для проведения игр. Картотека игр, фотоматериалы
1.3. Изобразительная деятельность детей (творческое развитие, развитие мелкой моторики) Коллективный коллаж-аппликация «Наши любимые игрушки»
Детско-родительское развлечение Подготовка материалов для коллажа (картинки, вырезки из журналов, пуговицы, ленточки и др).
Фотоматериалы, коллаж.
1.4. Работа с родителями Индивидуальные консультации по изготовлению и использованию дидактических игр в домашних условиях. Подбор рекомендаций по изготовлению дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры, сделанные родителями воспитанников.
ІІІ. Итоговый (обобщающий, презентационный)этап.
Сроки: май
Участники: дети, воспитатели, родители.
1. Виды деятельности (мероприятия) :
• Фотоотчет результатов проекта «Умные игры». (Отчет выполняется в форме фотоальбома в бумажном и электронном варианте (формат презентации PowerPoint, изготовленного совместными усилиями педагогов и родителей).
• Оценивание эффективности проекта.
• Подготовка презентации проекта «Умные игры» для представления на педагогическом совете.
2. Оформление результатов:
• Выставочные материалы (выставка дидактических игр, фотоальбом).
• Презентация дидактических пособий, изготовленных родителями.
• Аналитическая справка по результатам реализации проекта в течение года.
• Методический кейс по проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
• Материалы презентации (конспект, фото, видео и др.).
• Обобщение опыта работы по теме проекта, статья в профильных изданиях (печатных, интернет-изданиях).
Оценочно-рефлексивный раздел проекта
Оценка эффективности проекта проводится по 3 направлениям: воспитатель, дети, родители, посредством бесед, наблюдений, сравнительного анализа уровня речевого и познавательного развития у воспитанников на начало и конец года, изучения и анализа результатов проекта. После окончания проекта проводиться итоговое анкетирование родителей воспитанников группы по оценке эффективности проекта, направленное на оценку результативности и уровня удовлетворенности участия в проекте «Умные игры».
Прогнозируемый результат проектной деятельности:
для педагогов:
• повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
• удовлетворенность работой;
• создание методического кейса по проблеме развития речи и расширения кругозора детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр;
• пополнение и обогащение предметно-развивающей среды группы;
• систематизация и повышение качества работы по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста;
• упрочнение контактов с семьями воспитанников, выработка системы единых требований и подходов во взаимодействии с детьми.
для детей :
• развитие игровой деятельности, ознакомление с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи и расширение кругозора;
• развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через дидактические игры;
• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
• практическое овладение нормами речи.
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
для родителей:
• повышение уровня знаний о разнообразии дидактических игр (настольно-печатные, речевые, конструктивно строительные и т. д.);
• изменение родителями тактики общения со своими детьми, понимание возможности игр для развития психических процессов детей (внимания, памяти и т. д.);
• родители научатся использовать игры для развития общения со своими детьми, добиваясь дружбы с ними, влияния, прививание определенных качеств через игровой процесс;
• повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений;
• укрепление партнерских связей между детским садом и семьёй.
Список использованной литературы
1. Акимова Г. Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 / Г. Е. Акимова, Е. В. Фёдорова, Е. Н. Яковлева. - СПб. : ИД "Весь", 2002. - 192с.
2. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.
4. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 2004.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина и [др] ; под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985.
8. Ермакова И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.
9. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - с. 49-55.
10. Лямина Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста : метод. пособие / Г. М. Лямина. - М. : Айрис-пресс, 2005.
11. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебн. пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. -2-е изд. дораб. - М. : Просвещение, 2004.-240с.
12. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления : методическое пособие / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика - Синтез, 2000.
13. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
14. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982.
15. Струнина Е. М., Ушакова О. С., Шадрина Л. Г., Колунова Л. А. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий. - М., 2004
16. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми раннего дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учр. / С. Н. Теплюк. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.