Ольга Семенова
Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Семенова
Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей средней группы
Актуальность
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Играющий ребенок непрерывно говорит.
Цель:
формирование и развитие фонематического восприятия, речевых умений и навыков через дидактические игры.
Этапы проведения дидактических игр
I этап – подготовительный
Задачи:
1. Повысить речевую активность и произвольность внимания.
2. Развивать фонематическое восприятие в контексте восприятия неречевых и речевых звуков.
II этап – развивающий
Задачи:
1. Знакомство с органами артикуляции
2. Развивать простые формы звукового анализа через знакомство со звуками (гласными и согласными звуками, выделять звук в начале, конце и середине слова.
3. Учить выделять звуки в начале слова.
III этап – закрепляющий
1. Повысить речевую активность и произвольность внимания.
2. Закрепить сформированность фонематического восприятия в непосредственно дидактических играх.
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
Подготовительный этап Игры на знакомство с неречевыми:
Задачи: формировать слуховое восприятие и понимание того, что с неречевыми звуками нельзя выражать мысли
• «Слушаем звуки природы», «Слушаем тишину»; Игры-эксперименты: «Что «сказала» собака?»; «Скажи слово с закрытым ртом»; рассуждения детей «Почему не поняли?; «Почему мы понимаем, что говорит мама и папа?»
• «Можно ли составить рассказ неречевыми звуками?»; «Узнай по звуку», «Угадай на чем играю?», «Веселые гномики», «Полянка, «Где позвонили», «Угадай, кто идет», «Тихо-громко».
Развивающий этап Игры по знакомству с органами артикуляции:
Задачи: Познакомить с частями тела человека (органами речевого аппарата: язык, губы, зубы, щеки) и их назначением при общении с человеком
• игры - «гримасы» по подражанию с участием игровых персонажей (надуем щеки, вытянем губы трубочкой; «Где живут звуки?», «Помощники, которые помогают произносить речевые звуки», игры – эксперименты «Какой речевой орган помогает произнести звуки?»
Игры на определение речевых звуков – в слове.
Задачи: учить различать слова (длинные-короткие, выделять заданный звук в слове (начало-конец-середина, звуки по высоте, силе и тембру голоса, дифференцировать звуки в словах, близких по звучанию.
Игры:
• «Три медведя» (тембр, «Дует ветер» (сила голоса, «Загадки про слова» (дифференциация близких по звучанию слов, «Кто в домике живет» (слова длинные и короткие);
• игры на различение фонем: «Собери ромашку», «Украшаем шапки», Мы едем, едем,», «Веселые путешественники», «Живое-неживое», игры «Один-много» (на определение звука «Ы»;
Закрепляющий этап Игры на развитие навыка элементарного звукового анализа
Задачи:
1. Знакомить со звуками – гласные – согласные.
2. Упражнять в выделении заданного звука в словах, в умении подбирать слова на заданный звук.
Игры на развитие умений звукового анализа:
«В каких словах слышится звук «Ы» «дом-дым», «сын-сон», «брось-брысь»;
«Построй домик», «Подарки для Матрешки;
«Звуковые часы»; «Цепочка слов»;
«Измени слово», «Найди звук в слове», «Посчитай звуки».
Предполагаемый результат:
• развитие фонематических процессов;
• интенсивное развитие речи;
• полноценное общение со сверстниками;
• выполнение правил игры;
• развитие высших психических функций;
• сформированность учебных мотивов и потребностей.