Вера Бутько
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помошником в этой работе может стать пособие «Ромашка», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.
Публикация «Дидактическое пособие для развития фонематических процессов „Ромашка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Игры, дидактические пособия с ромашками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2016
Игра может быть использована для обучения детей :
-развивать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове;
- определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости и мягкости);
- определять количество слогов, подбирать нужные слова к схеме;
- развивать умение подбирать картинки на заданный звук;
-развивать умение составлять слова по первым звукам.
- развивать умение находить общий звук среди данных слов-картинок,
- автоматизировать звуки в словах.
Можно подбирать картинки по лексическим темам, можно по интересам.
Рассмотрим варианты игр:
1. Д / И : «День рождения».
В серединку цветка прикрепляется изображение любого животного, например : кот. Он – именинник, к нему должны прийти гости. Условия игры:
необходимо определить первый звук в этом слове: КОТ – [ К ]. Попадут на день рождение лишь те звери, в названии которых есть данный звук, находим их и прикрепляем к лепесткам цветка.
Картинки: КОТ--- волк, ёжик, курица, белка, коза, петух, собака, корова, воробей, заяц, медведь.
---Условие игры можно менять: подбирать слова можно к последнему звуку в слове, и не гостей приглашать, в названии которых есть данный звук, а принимать подарки, в названиях которых есть этот звук.
Картинки: КОТ ---лук, туфли, халат, апельсин, тапки, стол, тыква, цветы (букет, танк.
2. Д / И : «Подарки для буквы».
Берём пройденную букву, прикрепляем её в серединку цветка. Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и прикрепить их к лепесткам. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. ( Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова).
На дифференциацию твердых и мягких согласных звуков:
- если буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком,
- если в зеленом – «с мягким звуком».
Аналогичная игра: «Найди и подбери»
В серединку цветка прикрепляем изображение любой картинки, определяем первый звук в этом слове. Необходимо подобрать слова с этим звуком.
3. Д / И: «Считай и подбирай»
В серединку можно поместить одну из цифр: 1, 2, 3 или картинку, или слоговую схему, где определяем количество слогов. Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов и разложить на лепестки.
4. Д / И: «Цепочка слов».
К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Показываю картинку, прикрепляю в середину цветка. Ребёнок повторяет и выделяет последний звук. Дальше нужно найти картинку со словом, которое начинается на этот звук – произносим и в нём опять определяем последний звук. Подбирается следующее слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова – это третье слово и так далее.
Автоматизация звуков:
1. Сад – доска – Анфиса (девочка) – автобус – совок – космос – самокат – танкист
2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус
3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька
4. Сом – маска – апельсин – носорог – гусь
1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы
2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука
3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак
4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята
1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец
2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация
3. Птица – аттракцион – нахимовец – цилиндр
1. Мышь – шуба – Антоша (мальчик) – мышонок – мешок – кувшин
2. Петушок – ковш – шкаф – фишка
3. Гуашь – шампиньон – Наташа (мальчик) – афиша
4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка
1. Жемчужина – абажур – рожь – животные
2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда
1. Чемпион – ночь – чеснок – качан
2. Человек – кучер – ручка – Анечка (девочка) – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника
3. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик
1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон
2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа
3. Дятел – лоси – иголка – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла
4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла
1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль
2. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик
3. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка
1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка
2. Дракон – норка – арфа
3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира
4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка
5. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд
1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос
2. Аквариум – море – Ерёма – абрикос
3. Пряник – крепость – терем – моряк
4. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари
5. Гриб – бревно – огурец – царевич
5. Д / И: «Гусеница»
На лепестках цветка размещаю картинки, дети называют их и определяют в этих словах первый звук и прочитывают получившееся слово по первым звукам. В серединку прикрепляю получившееся слово.
Гусеница к нам ползёт
Слово нам везёт
Это слово повторите
Первый звук нам назовите.
Картинки : жёлудь, утка, кот, индюк ---= жуки