Нелли Гонтарь
Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра
Сентябрь Мониторинг Мониторинг
Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и называй осенние признаки».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
«Приметы осени»
Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.
Дидактическая игра «Подбери действие» Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Игра с мячом «Я знаю названия животных» Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Игра «Найди каждому домик».
Цель: расширение представлений детей о многообразии диких и домашних животных, учить различать и называть животных по внешним признакам.
Ноябрь Овощи и Фрукты. Одежда и обувь. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и овощи называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Опиши овощи и фрукты». Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Игра «Из чего варят компот и борщ?» Цель: познакомить с новыми понятиями «борщ» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Игра «Угадай, какие это фрукты?» Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов); формирование умения описывать предмет (разные виды фруктов).
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и овощи называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Опиши овощи и фрукты» Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Игра «Угадай, какие это фрукты? «Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов); формирование умения описывать предмет (разные виды фруктов).
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Игра «Из чего варят компот и борщ?»
Цель: познакомить с новыми понятиями «борщ» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и одежду называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Рассмотри картинки и назови что на них нарисовано (одежда)»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Рассмотри картинки и назови что на них нарисовано (обувь)».
Цель: Упражнять в выделении и назывании частей предмета по теме.
Игра «Подбери по признаку».
Цель: Учить детей подбирать признак к существительному.
Игра «Четвертый лишний».
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Декабрь Зима. Посуда. Мебель. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и зимние признаки называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Приметы зимы»
Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и посуду называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактическая игра «Назови, что это»
Цель: Закреплять названия посуды
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Игра «Разложи продукты по тарелкам».
Цель: Расширить знания детей о посуде, ее назначении. Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Игра «Четвертый лишний».
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Игра «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и мебель называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.
Игра «Переезжаем на новую квартиру»
Цель: формирование умения различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей словарь.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Игра «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Январь Домашние животные. Зимовка животных Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и домашних животных называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра с мячом «Я знаю названия животных» Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Игра «Найди каждому домик».
Цель: расширение представлений детей о многообразии диких и домашних животных, учить различать и называть животных по внешним признакам.
Дидактическая игра «Назови семью».
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Дидактическая игра «У кого – кто»
Цель: упражнять в словообразовании.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики, развивать речь ребёнка.
Дидактическая игра «Чья тень»
Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Февраль Домашние птицы.
Зимующие птицы. Профессии. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и домашних птиц называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра с мячом «Какие действия совершают?» или «Что делают?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Дидактическая игра «Назови семью».
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Дидактическая игра «У кого – кто»
Цель: упражнять в словообразовании.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Дидактическая игра «Чья тень»
Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Игра «Назови профессию»
Цель: формировать умение образовывать существительные от гла-голов, развитие внимания, ловкости.
Игра «Что чем делают?»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;
Игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.
Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словар-ного запаса; развитие слухового внимания, мышления.
Игра с мячом «Строим дом»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.
Игра «Угадай, кем я хочу быть?»
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по теме «Профессии».
Март Весна. Транспорт. Семья Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и весенние признаки называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Приметы весны»
Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и транспорт называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.
Игра «Летит, плывет, едет»
Цель: развитие лексической стороны языка, словаря.
Игра «Назови часть целого».
Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
Игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать воображение, речь.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и членов своей семьи называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Семья»
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.
Апрель Насекомые. Деревья и
Кусты. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактическая игра «Кто что умеет делать»
Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.
Дидактическая игра «На полянке»
Цель. Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Игра с мячом «Я знаю насекомых».
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Игра «Назови часть целого».
Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть,
активизирует и расширяет словарный запас, знакомит с предметами окружающего мира и их назначением.
Игра «Чем питаются насекомые».
Цель: закрепление название насекомых, закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Игра «Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Игра «Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и деревья называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Игра «Один- много»
Цель: Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Дидактическая игра : лото «Деревья и кустарники».
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Игра «Отгадай растение».
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Игра «Собери картинку».
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Игра «С какого дерева листок?».
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Игра «Найди пару".
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
Май Мониторинг Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Игра «Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Игра «Что за чем?»
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Игра «Бывает — не бывает»
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.