Лилия Паршина
Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова.
Игра способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие – формирование определенных умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения; умений сравнивать, сопоставлять.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: развитие понимания слов с обобщающим значением, уточнение их значения.
Содержание. Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
- одежду носят на ногах;
- овощи растут на кустарниках;
- из ягод варят варенье;
- перелетные птицы весной улетают на юг.
Игра «Опиши объект или явление»
Цель: способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.
Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему.
Игра «Угадай по описанию»
Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Игра «Зонтики для ежиков»
Цель: дифференциация и автоматизация звуков в словах.
Игра «Сходства и отличия»
Цель: уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Изображения сходных предметов ( например: апельсин – мандарин; варежки – перчатки; чашка – кружка; шляпа – шапка).
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; высокий – столб, стеклянный – стакан.
Игра «Кто, где живет»
Цель: формировать умения соотносить изображение животного с его местом обитания. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать.
Игра «Он Она Оно»
Цель: согласование существительных с местоимениями он, она. Определять род притяжательных местоимений мой, моя, мое.
Игра «Найди звук в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха, внимания и памяти.