Наталия Аникина
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов – залог успешного овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста»
В ФГОС дошкольного образования определены направления развития и образования детей.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Речевое развитие включает в себя : владение речью, как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Также определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в слова, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
В Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарововй, М. А. Васильевой) в образовательной области «Речевое развитие» определены основные направления работы по развитию речи дошкольников :
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающие подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
- развитие фонематического слуха.
Таким образом, изучив данные документы, я сделала вывод, что развитие фонематических процессов у дошкольников – является одной из главных задач воспитания в детском саду, было и будет одним из основных направлений работы по развитию речи детей дошкольников.
Актуальность
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте он приступает к анализу своей речи и узнает, что речь состоит из отдельных слов, слова – из слогов, слоги из звуков, звуки обозначаются буквами.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха – умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Мой опыт работы с детьми по разделам «Подготовка к грамоте» (старшая группа) и «Основы первоначальной грамоты» (подготовительная группа) показывает, что дети, имея полноценный слух и интеллект очень часто не готовы к усвоению грамоты из-за недостаточно развитого фонематического восприятия и слуха. Это проявляется в следующем. Если у ребенка хорошо развито фонематическое восприятие, он хорошо улавливает дифференциальные признаки фонем (т. е. различает звуки на слух). Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) по звучанию звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми». Поэтому у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.
Таким образом, нарушение фонематического восприятия впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, что обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения чтения и письма. Ведь многие дети так и уходят из детского сада в школу с недоразвитым фонематическим слухом и поэтому с трудом справляются со школьной программой по обучению чтению и особенно письму, делают много орфографических ошибок.
Поэтому только специальная работа, проведенная в детском саду, дает свои положительные результаты.
Теоретическое обоснование
Исследования лингвистов, психологов, педагогов подтверждают, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.
Ученые доказали, что элементарное осознание фонематических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «главную основу правописания составляет хороший, ясный выговор слова, такой чтобы каждый из звуков его составляющих был слышен».
Позднее Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие» - это умение определять линейную последовательность звуков в слове. Он отмечал: «… восприятие и различение букв – есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка».
Цель и задачи.
Целью моей работы в подготовительной группе было – создать основу для обучения грамоте, т. е. провести работу по развитию фонематических процессов у старших дошкольников через игру.
Задачи по овладению детьми основами первоначальной грамоты решались мною постепенно во всех возрастных группах с максимальным учетом возрастных особенностей детей.
Подробнее я хочу остановиться на задачах подготовительной группы:
1. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, (звонкие и глухие); вычленять словесное ударение.
2. Развивать умение подбирать слова к заданной звуковой модели.
На решение этих задач была построена вся моя дальнейшая работа с детьми подготовительной группы.
Деятельностный аспект
Для того чтобы работа с детьми подготовительной группы была наиболее эффективней, я, в старшей группе, в конце учебного года провела диагностику детей 5-6 лет, используя пособие «Педагогическая диагностика» по программе «Развитие».
Диагностические задания были направлены на выявление уровня развития у детей ориентировки в звуковой стороне речи, и предлагались детям по четырем показателям.
Исходя из проведенной мною диагностики, я сделала вывод, что 62% детей моей группы имеют средний и низкий уровень ориентировки в звуковой стороне речи.
Нужно отметить, что 38% детей правильно определяли и называли звуки и их последовательность, правильно выстраивали схему слова.
50% детей допускали ошибки в построении звуковой модели слова, с помощью воспитателя определяли и называли последовательность звуков, их характеристику.
У 12% детей был определен низкий уровень умения построения модели звукового состава слова. Многие из этих детей затруднялись ответить на вопрос: «Почему ты обозначил этот звук синей, красной или зеленой фишкой?» «Какой звук в слове первый?» Обозначение слова схематично оказалось для детей сложным заданием.
Эти данные говорят о недостаточности развития фонематического восприятия у детей старшей группы.
Таким образом, проведенная мною диагностика помогла выявить «зону ближайшего развития» каждого ребенка, а, следовательно, на нее опираться в работе с детьми. А именно:
Для детей с низким уровнем – сначала надо научиться подбирать слова на заданный звук, вычленять словесное ударение.
Для детей среднего уровня – научиться составлять звуковую схему слова.
Для детей высокого уровня – придумывать слова по готовой звуковой модели.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для решения этих задач в подготовительной группе я создала условия в развивающей предметно-пространственной среде: как для самостоятельной деятельности, так и для индивидуальной работы с детьми.
Был подобран разнообразный дидактический материал : настольно-печатные игры, пособия, звуковые линейки, буквы, звуковые часы, картинки для игр, игрушки.
Дети с удовольствием пользовались материалом в самостоятельных играх. Материал всегда был доступен для детей, обогащался с развитием способностей и интересов детей.
Формы организации детей
У детей подготовительной группы уровень интереса высокий, но неустойчивый, вследствие быстрой утомляемости. Поэтому дети нуждаются в мотивации деятельности и в занимательных игровых методах обучения.
Для решения данных задач, я сочла необходимым использовать потребность старших дошкольников в игре, включая игру в целостный педагогический процесс.
Дидактические игры были включены во все формы организации детей: в непосредственную образовательную деятельность – занятия по грамоте, в совместную, в самостоятельную деятельность, в индивидуальную работу с детьми.
Занятия по грамоте я всегда старалась разнообразить при помощи игровых приемов и ситуаций, игровой мотивации, тем самым повышая познавательный интерес детей к обучению грамоте. Таким образом каждое занятие становилось более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
Например, проводилась викторина «Поможем Незнайке», состоящая из разнообразных игр. Также мною было проведено занятие-путешествие на тему: «В гости к Звездочету», где дети в ходе путешествия выполняли разнообразные игровые задания, где сюжетная линия проходит через все этапы занятия.
Такого рода занятия вызывают огромный интерес детей, оживление, радость и способствуют правильному выполнению заданий.
Другой формой организации детей является совместная деятельность, в которой разнообразные игры проводились во всех режимных моментах: в утренние и вечерние часы, на прогулках. Особенно любимы детьми динамические игры, где дети одновременно и двигаются, и решают умственную задачу.
Приведу пример динамических игр на асфальте: «Как тебя зовут», «Найди пару», «У кого длиннее слово», «Чья команда быстрее», «Раз, два, три – в кружок беги!»
Много внимания я уделяла индивидуальной работе с детьми: также в утренние и вечерние часы. Детям низкого и среднего уровня я предлагала игры с доступными заданиями, выполнение которых постепенно восстанавливало у детей утраченную уверенность в своих силах и возможностях. Затем предлагала игры с усложненными заданиями, чтобы вывести ребенка на более высокий уровень.
С детьми высокого уровня использовались усложненные варианты игр. Например: Лото, Говори правильно, Домики для звуков. Также предлагала игры на составление кроссвордов, ребусов, игры-загадки по модели. Для самостоятельной деятельности дети, объединяясь в подгруппы, выбирали игры по интересам.
Дид. игры для формирования фонематических процессов
С детьми подготовительной группы я использовала разнообразные виды дидактических игр по формированию фонематических процессов :
- Словесные игры
- Игры с игрушками и предметами
- Настольно-печатные игры
- Игры с картинками
- Динамические игры (с мячом, на асфальте)
Все игры в работе с детьми используются мной поэтапно, в зависимости от уровня развития фонематического слуха у ребенка.
На первом этапе развития речевого слуха стоят задачи:
- развивать способность узнавать и различать неречевые звуки
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Данные игры в основном использовались в индивидуальной работе с детьми низкого и среднего уровня.
На втором этапе:
- развитие способности различать одинаковые слова и звуки по высоте, силе и тембру голоса.
- развитие способности различать слова близкие по звуковому составу.
- дифференциация слогов и звуков
На третьем этапе развития навыка звукового анализа и синтеза.
- определение количества слогов в словах разной сложности
- выделение звука из слова
- определение места, количества, последовательности звуков в слове.
У каждой игры может быть множество вариантов, в зависимости от того, какая задача решается в данный момент.
Результативность
В конце года в подготовительной группе я провела диагностику.
В сравнении с предыдущими показателями: высокий уровень увеличился с 40,6% до 65%; средний уровень понизился с 48% до 35%, т. к. дети со среднего уровня перешли на высокий Низкий уровень исчез.
Данные показатели говорят о том, что в результате проведенной мною работы дети подготовительной группы к концу учебного года стали лучше ориентироваться в звуковой стороне речи, а именно, у детей повысился уровень сформированности фонематических процессов.
Взаимодействие с семьями.
Одной из главных задач моей работы было педагогическое просвещение родителей.
Формы работы разнообразны:
- Родительский собрания, цель которых организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности детей к школьному обучению.
- Консультации на тему: «что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника»; «Игры и упражнения для развития фонематического слуха».
- Рекомендации об использовании речевых игр дома.
- Статьи в родительском уголке: «О правильной осанке», «Готовим руку к письму»
- Создание консультационного пункта по развитию фонематических процессов у дошкольников, где рассказывала родителям о том: «Что такое фонематический слух и как сказывается задержка его развития при обучении детей грамоте».
Транслируемость
- Свой опыт работы я представляла на педагогическом совете для педагогов нашего детского сада по теме: «Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи в старшем дошкольном возрасте»
- Для студентов пед. колледжа проводила открытое мероприятие: Викторина по грамоте
- Публиковала свой опыт на сайтах сети интернет
В результате, я могу сделать вывод по своей работе:
Моя работа по развитию у детей фонематических процессов через игру, проводившаяся в системе с младшей до подготовительной группы детского сада дала свои положительные результаты.
Дети были подготовлены мной к школьному обучению, т. е. были заложены первоначальные основы грамотности детей.
Т. о. была соблюдена преемственность в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад – начальная школа.