ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Диагностика воображения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика воображения у дошкольников
ТЕСТ «СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ».
Цель: изучение воссоздающего воображения и образного мышления.
Необходимо нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур.
Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
Оценка результатов проводится по следующим параметрам:
изображены ли все объекты;
реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект);
Публикация «Диагностика воображения у дошкольников» размещена в разделах
уникальность изображения;
использование в изображении всех предложенных фигур.
Каждый пункт оценивается в пятибалльной системе и определяется общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше представлены у данного ребенка функции воображения и образного мышления.
За каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно не похоже ставится, 1 балл.
За изображение, которое оценивается «можно и так», ставится 2 балла.
За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла.
За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, - 4 балла.
За изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации ставится 5 баллов.
ТЕСТ «ПОНИМАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ И МЕТАФОР».
Цель: диагностика воображения, ассоциативного и абстрактного мышления.
Для дошкольников и младших школьников используется вариант с картинками (образный или рисуночный, а для подростков – словесный. Испытуемому предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих «их картинок. Его задачей является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ее смыслу картинки. Выбор любой картинки дает определенное количество баллов. Чем больше баллов наберет ребенок, тем в большей степени у него активизировано воображение в синтезе с мышлением.
По окончании работы подсчитывается баллы по ключу.
В вербальном варианте теста предлагается два ряда пословиц. Необходимо из правого ряда пословиц, выбрать аналогичные по смыслу пословице левого ряда.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН. Теперь и обувь шьют без шила.
Трудно и дереву одинокому расти.
О книге не суди по переплету.
Чистое золото ценится дорого.
Из угольного мешка не выходит белой пыли.
ИГРОВОЙ ТЕСТ «ТРИ СЛОВА».
Цель: оценка воссоздающего и творческого воображения».
Предлагается три слова. Необходимо написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы, в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.
ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН
РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК
ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ
Чем больше фраз будет предложено, тем в большей степени развито воображение.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.
5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.
4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.
3 балла – банальная фраза.
2 балла – два слова имеют логическую связь, а третье – нет.
1 балл – бессмысленное сочетание слов.
ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РИСУНКИ».
Цель: диагностика воссоздающего воображения и целостности восприятия.
Предлагается блок последовательных рисунков, подводящих в конце к полному изображению собаки. Необходимо закрыть блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображение от А до Г, предложить ребенку определить, что здесь нарисовано.
Чем быстрее ребенок справится с заданием, тем лучше у него развито воображение.
После переходим к следующей таблице. Задача ребенка последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из 9 квадратов. На всю работу дается 1 минута.
ТЕСТ «ЗАПОЛНЕНИЕ ОТСУТСТВУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ»
Цель: исследование восприятия, образного мышления, воссоздающего воображения.
Испытуемому предлагается рассмотреть ниже приведенные большие рисунки и подобрать к ним деталь с учетом восстановления непрерывности узора. На работу дается 2 минуты.
Работу можно усложнить, предложив ребенку зарисовать правильно пропущенные участки.
Упражнение «Постановка необычных проблем»
Ребенку предлагается, воспользовавшись приведенным ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, дается пара ЖУК — КРЕСЛО. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?».
Список предлагаемых понятий:
гребень — земля
компас — клей
колокольчик — стрела
синица — сестра
лейка — трамвай
мухомор — диван
учитель — ветер
ботинки — самовар
графин — брат
спичка — овца
терка — море
шляпа — пчела
рыба — пожар
пила — яичница
Можно попросить сформулировать свои собственные необычные проблемы.
Как вариант этой методики можно предложить сочинить небольшой рассказ на одну из предложенных тем, включающих в себя что-то, необычное. Примеры, возможных тем: «летающий крокодил», «холодильник, который поедает пищу», «кот, который бегает только задом наперед» и т. п.
Тест «Выведение следствий»
Этот тест используется как в исследовании воображения, так и словесно-логического мышления. Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков.
Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если …». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдет, если всё горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
«Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»
Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческоеть» воображения. Для оценки результатов используется фактор времени» Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на
вопрос?
5 минут - 1 балл
4 минуты - 2 балла
3 минуты - 3 балла
2 минуты - 4 балла
1 минута - 5 баллов
Насколько активизировали воображение?
Оригинальный подробный ответ с элементами юмора — б баллов;
необычный ответ с элементами фантазии — 4 балла;
банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т. п.) — 2 балла;
ответ не по существу или встречным вопросом — 1 балл.
Максимальное число баллов — 10. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.
Методика «Исследование пространственного воображения»
Эта методика, как следует из названия, направлена на диагностику пространственного воображения. Она построена на учебном материале школьной программы и рассчитана на детей 10—15 лет.
Предлагается последовательно решить следующие задачи.
1. Представь себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 метрам. Продолжи мысленно основание треугольника влево на 6 метров и параллельно ему через вершину треугольника проведи влево такой же отрезок. Соедини концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?
2. Представь себе, что от точки А ты прошел на юг 10 шагов, затем повернул на восток и тоже сделал 10 шагов, после опять сделал 10 шагов на юг, затем повернул на запад, прошел столько же и, наконец, сделал 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?
3. От точки А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и сделал 20 км, после ехал на запад 10 км и на юг 10 км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10 км. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно перевернуть эту фигуру на 180 градусов, какая получится буква?
4. Представь себе окружность. Поставь в центр окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведи 2 горизонтальные линии, а затем две вертикальные линии. Насколько частей разделится окружность, какая фигура находится в центре ее?
5. Представь себе квадрат. Проведи диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями раздели квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?
ИГРА «КРУГИ НА ВОДЕ»
Это игра со словами модифицирована из упражнение, предложенного в своей педагогической практике Дж. Родари.
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.
Предложите любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает?
Например, оно связывается со словами на букву л» : лиса, луна, ложка, лента.
Предложите ребенку подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву. Посчитайте результат.
Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов, начинающихся на слог «ли».
НАПРИМЕР: ливень, лиана, лилипут, липкий, лицо. Посчитайте результат.
3. Предложите ребенку за одну минуту подобрать
как можно больше рифм к слову «лимон».
НАПРИМЕР: лимон — батон; лимон — баллон; лимон — закон; лимон — бутон.
Посчитайте результат.
4. Расставьте буквы слова в столбик и предложите ребенку написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы:
Л — лето
И — ИЗВОЗЧИК
М — может
О — олень
Н — няня
Можно предложить ребенку написать возле этих букв слова, образующие законченное предложение, например:
Л — Летом
И — ишак
М — морозился
О — около
Н — норы.
Чем больше предложений придумают дети, и чем смешнее они будут, тем лучше.
Посчитайте результат.
Предложите ребенку из всех наработанных слов сочинить смешной рассказ («чепушину»). НАПРИМЕР: «Липкий ливень падал на лианы. А под ними сидел лилипут на баллоне. Лицо лилипута напоминало батон. Под носом держал он последний закон о том, что нельзя рвать последний бутон. Извозчик подъехал, оленя запряг. И няню в то лето повез в зоосад. Он, может, луну не увидел вдали, он, может, лису в норку не посадил. Он ложку схватил, холодильник открыл и ишака в гости к ней пригласил. Летом ишак морозился около норы».
Посчитайте, сколько наработанных слов он использовал. Теперь сложите все полученные суммы. У кого из детей величина будет больше, тот и победил.
ИГРА «УКРАСЬ СЛОВО»
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность.
Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительъное из учебного текста и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
НАПРИМЕР: задача простая, сложная, трудная, ясная, составная, косвенная, скучная, непонятная и т. д.
№ домиков № задачи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 0 0 1 1 0 0 2 4 0
2 1 0 0 1 1 0 0 2 2 0
3 1 0 0 1 1 0 0 4 0 2
4 1 0 0 1 1 0 2 2 0 0
5 2 0 0 2 4 0 0 0 0 0
6 2 0 0 2 3 0 0 0 2 0
7 4 0 0 4 2 0 2 0 0 2
8 3 0 0 3 2 0 0 2 0 4
9 0 2 4 0 0 1 2 0 4 2
10 0 2 3 0 0 1 0 2 2 2
11 0 3 2 0 0 1 0 0 0 4
12 0 4 2 0 0 1 0 0 0 2
13 0 1 1 0 0 3 4 0 0 4
14 0 1 1 0 0 4 2 2 0 6
15 0 1 1 0 0 2 2 0 0 2
16 0 1 1 0 0 2 2 0 2 2
17 2 2
18 2 4
19 0 0
20 2 0
21 6 0
22 4 0
23 2 2
24 2 0
25 0 0
26 2 4
27 0 0
28 2 0
29 0 2
30 0 0
31 4 0
32 2 0
Методика «Лабиринт».
Цель: определить уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников.
Оборудование: материал с изображением полянок с дорожками и домиками, ручка.
Инструкция: "Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".
38-44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчленённые пространственные представления.
31-38 балла - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 балла - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
___
Методика «Лабиринт».
Цель: определить уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников.
Оборудование: материал с изображением полянок с дорожками и домиками, ручка.
Инструкция: "Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".
38-44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчленённые пространственные представления.
31-38 балла - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 балла - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.