Светлана
Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений.
Разграничение сходных нарушений.
Работа специалиста предполагает два основных направления: диагностическое и коррекционное. Диагностика правильно проведённая это 70% успеха деятельности логопеда. Эффективность логопедического воздействия зависит оттого, насколько четко, правильно и грамотно была проведена диагностика.
ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Диагностика имеет определённую структуру.
ЭТАПЫ:
Публикация «Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений» размещена в разделах
Ознакомительный: знакомство с анамнестическими данными ребёнка, изучение медицинской документации, психолого-педагогическую документацию, характеристики, выписки от тех специалистов, которые сопровождают ребёнка (невролог, окулист, ортопед и др.).
Цель: определить вопросы для беседы с родителями, опираясь на имеющиеся данные в заключении.
Диагностический : обследование речевых и общих психических процессов ребёнка.
Аналитический: интерпретация полученных данных. Заполнение речевой карты. Формулирование заключения, учитывая факторы в результате обследования речевых и психических функций.
Цель: Определение оптимальных путей эффективной коррекции или коррекционного воздействия конкретно для каждого ребёнка.
Прогностический: на основе полученных данных предположить какой прогноз коррекционной работы следует в результате воздействия логопедической коррекции. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Цель: продумать индивидуальную образовательную программу.
Информационный (заключительный) : информирование родителей о результатах обследования ребёнка. Совместно с родителями вырабатываются пути и способы взаимодействия.
Цель: поиск оптимальные пути взаимодействия с родителями.
Задачи дифференциальной диагностики
Различают три основных блока.
1й блок. Направлен на уточнение диагноза и определение типа организации, в которой необходимо осуществлять коррекционно-педагогическое обучение ребёнка. Также определение программы обучения и воспитание дошкольника.
2й блок. Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза.
3й блок. Прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка на основе выявленных особенностей развития, а также определения путей и средств коррекционной работы.
Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений предлагает использовать специалистам такой термин, как «общее недоразвитие речи». О данном речевом нарушении и более полном и точном определением мы можем отмечать в работах Р. Е. Левиной. Она говорила о общем недоразвитии речи, как о системном нарушении при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой так и смысловой стороны речи. В своем определении автор выделяет два условия, которые выполнимы и необходимы для того, что бы недоразвитие речи рассматривалось как первичное нарушение. Эти два условия это нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Е. Ф. Соботович выделяет первичное и вторичное недоразвитие речи. Существуют критерии, которые позволяют нам выделять первичное или вторичное недоразвитие речи. Но как прежде остаются два условия нормальный слух и первично сохранный интеллект. Эти два условия свидетельствуют о том, что нарушение речи у ребёнка по типу недоразвития имеет первичный характер. При отсутствии этих условий, можно говорить о вторичном недоразвитии речи.
Для разграничения ОНР и легко степени интеллектуальной недостаточности определены основные критерии.
1. Интеллектуальное развитие.
*ТНР-Неравномерное или задержанное развитие
интеллекта.
*ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ-Тотальный интеллектуальный дефект
2. Состояние мыслительной деятельности.
Трудности мыслительных операций, которые касаются выполнению вербальных заданий Практически все задания и все виды мыслительной деятельности затруднительны.
3. Инертность психических процессов.
*Не наблюдается инертности психических процессов.
*Для таких детей весьма характерны инертность психических процессов.
4. Помощь педагога.
*Принимают помощь педагога. Участие педагога при формировании обобщений необходимо лишь в незначительной степени. Формирование обобщение поэтапно сопровождается с помощью педагога.
* Постоянная помощь и поддержка при различных видах мыслительной операции.
5. Эмоциональные реакции
*Характерны дифференцированные эмоциональные реакции.
*Недостаточность данного критерия. Слабо выраженная эмоциональная реакция.
Для более полного сравнения данных состояний предлагается обращать внимание на то, как дети относятся к собственному дефекту. Критичность к собственному дефекту дети этих двух групп проявляют по разному. Если это дети с ТНР могут чувствовать свою речевую недостаточность, могут тревожиться волноваться по этому поводу.
Дети имеющие интеллектуальную недостаточность, могут спокойно или более безразлично могут относиться к своему дефекту. Часто его не замечают.
6. Своеобразие деятельности.
*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.
*Не могут контролировать собственную деятельность. Их деятельность носит не целенаправленный характер.
7. Заинтересованность в выполнении заданий.
*Дети увлечены, их интересует выполнение заданий
*Не выполняют заинтересованности при выполнении заданий.
8. Сообразительность
*Способны проявлять сообразительность
*Не могут демонстрировать данное качество, как в своей деятельности, так в процессе с окружающими.
Применяя данные критерии в диагностике детей с ОНР (ТНР) и детей с интеллектуальной недостаточностью, поможет более детально сравнить и провести дифференциальную диагностику, что будет являться достаточно эффективной работой и у вас появится возможность разграничить сходные нарушения.
Недоразвитие речи ОНР (ТНР) и сходные проявления ЗПР
1.*Произвольное внимание
ОНР (ТНР) ЗПР
*Слабое
*Также проявляется слабость произвольного внимания.
2. Наглядное и словестно-логическое мышление
*Испытывают сходные трудности в развитии наглядного и словестно-логического мышления
3. Своеобразие деятельности детей.
*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.
*Деятельность не целенаправленна, нет контроля своей деятельности.
4. психические процессы
*Относительно развиты
*Задержанные психические процессы.
5. локализация поражения
*Отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга. Страдает речеслуховой и речедвигательные анализаторы. (затылочные, теменно-височные зоны)
*Локализация поражения-лобные доли.
(аппаратное диагностическое исследование является наиболее точным диагностированием ЗПР).
В результате, первые два критерия выявляют сходство нарушений. Последние три помогают установить различия, которое позволяет установить и дифференцировать более точный диагноз- (ТНР или ЗПР).
ТНР можно рассматривать как различные формы алалии (моторная, сенсорная, смешанная-сенсомоторная, обусловленные органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Локализация поражения определяет форму.
Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушения слуха.
Критерии выделения разграничения сенсорной алалии и нарушения слуха.
1. использование слухового аппарата
*Не может пользоваться слуховым аппаратом.
*Использование слухового аппарата значительно улучшает его восприятие.
2. характеристика голоса
*Голос звонкий, громкий.
*Голос тихий, недостаточно модулированный.
3. установление контакта.
*Сложно наладить контакт. Требуется более длительное время для этого, используя разнообразные походы.
*Достаточно контактны. Легко входят в контакт со взрослыми.
4. особенности восприятия.
*Реагируют на тихие звуки особенно бурно. Однако если увеличить громкость, говорить громче, то реакция на проявление усиления громкости звука отсутствует. Также характерно мерцающее непостоянство слуховой функции.
*Имеют постоянный порог восприятия звуков. При усилении громкости, качество восприятия улучшается.
5. психические процессы.
*Характерно нарушение работоспособности, повышенная утомляемость.
*Можно наблюдать дисгармоничность процессов возбуждения и торможения.
Применяя данные критерии, помогают разграничить сходные проявления алалии и нарушения слуха.
Разграничение алалии от расстройств аутистического спектра. (РАС)
1. Эмоционально-личностный контакт с окружающими.
ТНР (АЛАЛИЯ) РАС
*Данное нарушение может не проявляться. Не значительно.
* Данное нарушение является ведущим,т. к. первично нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миром.
2. Мимика и жесты.
*Активно используют невербальные средства общения. Мимика и жесты помогают им заменить вербальную, словесную речь в процессе общения с окружающими. *Недоступен язык жестов и мимики. Они его не используют и не владеют им.
3. Поведение и реакции
*Дифференцированные и адекватные реакции
* Поведение его для специалиста непредсказуемо, реакция их неоднозначна. Сложно предугадать, что в данный момент может продемонстрировать в своем поведении ребёнок.
4. Двигательная сфера.
*Страдает значительно. Наблюдается целое своеобразие моторных нарушений. Отсутствие типичных стереотипных движений.
* Характерны стереотипные повторяющиеся движения. Потряхивание рук, дергание предметов, раскачивания туловища…движение по траектории. Стереотипия характерна у детей с РАС.
5. Интеллектуальное развитие.
*Своеобразная задержка, но прежде всего те интеллектуальные процессы, которые связанны с речью и с речевой деятельностью.
*Наблюдаются совершенно различные варианты. Может быть нормальным, может быть ускоренным. Может быть замедленным, неравномерным. Выражается разная степень интеллектуальной недостаточности. Считается, что сколько детей с РАС столько и типов, настолько дети неоднозначны в своем поведении и реакции. Каждый ребёнок это новый тип аутистического спектра.
6. состояние речевой деятельности.
*Изначально задержанное, замедленное формирование речевой деятельности. Речевой негативизм не приводит к полному отказу речевого общения.
* Характерно своевременное развитие речи на ранних этапах онтогенеза. Возможно нормативное развитие речи, но в какой-то момент происходит отказ от вербального, словестного общения. Речевой негативизм.
Применение этих основных критериев даёт возможность разграничить такие сходные нарушения как алалия и РАС. Правильно проведённая дифференциальная диагностика, позволит не только изменять программу работу с ребёнком, но и понять внутренний мир ребёнка.