Елена Павличенко
Развитие воображения у дошкольников
«Все мы родом из детства»
А. Сент-Экзюпери
Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуального развития. Но при этом многие из нас забывают о воображении. Но оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для подготовки к обучению. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Публикация «Развитие воображения у дошкольников» размещена в разделах
Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или не существующего мира, такие, как сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. (Википедия)
Фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.
Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения.
Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.
Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах.
Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.
Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве?
1. Способствует развитию речи, чувств ребенка.
2. Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.
3. Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.
4. Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.
5. Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.
6. Позволяет программировать свою деятельность.
7. Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.
8. Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.
9. Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно. Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности. Это:
1. Занятия прикладной деятельностью,
2. Занятия литературой,
3. Дидактические игры,
4. Развитие кругозора,
5. Развитие тактильных способностей,
6. Занятия искусством, музыкой, танцами.
Для развития воображения в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации, когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие. Для этого очень важно создавать развивающую среду.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Психологи выделяют три этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О. М. Дьяченко.
Первый относится к 2,5-3 годам. Он носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша.
Второй этап –это возраст 4-5 лет. Воображение постепенно становится произвольным. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.
Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.